Наверх

Фотограф с 67-летним стажем: «Фотоснимки не должны быть красивыми картинками»

30 ноября 2021

Гродненцу Владимиру Выдерко 85 лет, из которых 67 лет он занимается фотографией. Сперва создание снимков было хобби, а после, уже в зрелом возрасте, стало профессией. Не расстается мужчина с фотоаппаратом и после выхода на пенсию.

– Ох, давно это было и неправда, – отшучивается собеседник, когда спрашиваю о пути в фотоискусство. – Фотографией увлекся в 1954 году. В нашей деревне жил фельдшер, у которого был сын примерно моего возраста. Парнишка, инвалид с детства, много времени проводил дома, хорошо рисовал, и отец сделал ему роскошный подарок – фотоаппарат «Киев». Вместе с сыном доктора я и учился фотографировать, проявлять пленки специальными растворами. Освоил все буквально за пару месяцев.

Выдерко начал участвовать в фотоконкурсах, которые проводили газеты «Знамя Юности» (тогда еще «Сталинская молодежь») и «Чырвоная змена», в одном из них стал победителем. В качестве приза новичку вручили фотоаппарат «Смена» – об этом можно было только мечтать! Владимир хотел работать журналистом, писал небольшие статьи, но жизнь сложилась так, что ему пришлось выбрать другую профессию и парень поступил в финансовый техникум.

– Его окончил с отличием и без экзаменов попал в Нархоз. Во время учебы ходил в «Чырвоную змену», где были курсы рабселькоров. Иногда получал в редакции задания и делал репортажи. Теперь, когда жалуются, что сложно снимать, я только смеюсь: «Да вы же не фотографы, а Щелкунчики: щелк-щелк – и готово!». Нам нужно было каждый снимок продумать. В пленке было ограниченное количество кадров, и она стоила денег, – вспоминает герой статьи.

Когда пришло время распределения, декан факультета сказал, раз уж Выдерко родился на Немане, то и вернется на Неман – в Гродно. Молодой специалист часто ездил в командировки по всей области и, куда бы ни направлялся, брал в собой фотоаппарат ФЭД-2 (его, к слову, купил за деньги, заработанные на целине). Из рабочих поездок привозил не только портфель, полный финансовых справок, но и снимки белорусских деревень и городов.

–  Знаете, как у женщины есть потребность, когда она собирается куда-то, сделать макияж, так и у меня потребность снимать, – в привычной шутливой манере продолжает Владимир Выдерко. – Даже сейчас у меня есть 2 фотоаппарата. Один постоянно беру с собой на дачу. Вечером что-то поливаю на грядках, солнце садится – такой рисунок красивый! Лейку ставлю (никуда она не убежит!) и делаю фотографию.

Собеседник признается, что не любил долго работать в одной организации – живой натуре становилось скучно. С первого места ушел в «Гродноэнерго», где трудился экономистом, а после устроился начальником отдела планирования ниточной фабрики, которая входила в состав прядильно-ниточного комбината. В 1970-е на гродненском предприятии, работавшем в две смены, было занято порядка полутора тысяч человек, выходила своя многотиражка – «Вымпел». И практически в каждом номере печатались снимки Владимира Выдерко.

– Снимал цеха, простых работников и руководителей. Помню, Машеров несколько раз приезжал, председатель Совета министров БССР Аксенов, писатели белорусские, – делится Владимир Петрович. – Предприятие развивалось, работники получали хорошую зарплату. Возможно, я бы проработал на комбинате до пенсии, но из-за того, что большую часть времени проводил сидя за столом, начали болеть ноги. По совету фельдшера, с сыном которого занимался фотографией, почти в 40 лет сменил профессию.

В то время герой статьи уже состоял в фотоклубе «Гродно». По предложению его председателя Александра Лосминского, который работал на телевидении, решил попробовать себя в роли фотокора областного ТВ.  Сегодня это сложно представить, но в 1970-е многие выпуски состояли из блоков черно-белых фотографий. На событийные съемки выезжала небольшая команда – редактор и фотокор.

– Фотокорреспондент снимал какое-то событие в хроникальном режиме, печатал фото на матовой бумаге, чтобы потом, когда их будут показывать на камеру, не было бликов. Каждую фотографию сопровождали 3-4 предложения, – рассказывает Владимир Выдерко. –  И вот я делал такие сюжеты примерно 2 года. Потом в «Гродзенскай праўдзе» появилась вакансия, и я, уже имея опыт, устроился туда. Знаете, хотя зарплата была меньше, чем на фабрике, у меня не было желания вернуться. 

За все время гродненецу ни разу не случалось сорвать редакционное задание, но признается, что однажды сердце все же ёкнуло. Когда снимал первые лица страны в СПК «Прогресс-Вертелишки», на пару мгновений подумал, что в обоих фотоаппаратах закончились пленка. Ее покупали в рулонах по 100-200 метров, фотограф в темном помещении отрезал кусок и помещал в кассету. На день таким образом «наматывали» себе 3-5 пленок и работали. Видимо, в этом раз собеседник подготовил не 36-37 кадра, как обычно, а 40-42 – это его и спасло…

В редакции Владимир Петрович проработал почти 15 лет, и из нее уже ушел на пенсию. Большую часть своих архивов, пленок передал в музей фотографии в лицее №1. Почти 20 лет, к слову, там вел фотокружок, бывает, заходит на занятия и сейчас. Смотрит снимки ребят, что-то критикует, за что-то – хвалит. Показывает, как лучше фотографии кадрировать, чтобы выстроить композицию.

– Тут ведь не надо пленку проявлять, печатать снимки – смотри на компьютере и делай, что тебе нужно. Где-то цвета добавил, а где-то, наоборот, затемнил. Главное – не перестараться: фотоснимки не должны быть красивыми картинками, – считает мастер. – Когда еду в автобусе, не сижу в телефоне, смотрю вокруг и наблюдаю. Меня всегда интересовала настоящая жизнь. В свои 85 лет не перестаю ей удивляться!

Елена КАЯЧ

Фото из архива Владимира ВЫДЕРКО

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
18 апреля 2024 17 апреля 2024 16 апреля 2024
Все новости