test gtag

Хикикомори: самоизоляция по-японски и задолго до пандемии

Месяц в одиночестве дома может показаться вечностью для тех, кто не привык жить без контакта с людьми.

Японские «хикикомори» или «хикки», как там называют социальных отшельников, часто определяются как ленивые люди, которые живут с родителями и остаются в своих комнатах в результате расстройства личности.

Министерство здравоохранения, труда и социального обеспечения определяет хикикомори как человека, который самостоятельно изолировался дома в течение, по крайней мере, 6 месяцев и не общался с другими людьми за пределами своей семьи.

Хикикомори становятся как парни, так и девушки. Причин для этого оказалось много: социофобия, боязнь открытых пространств или просто чрезмерная стеснительность. О таких людях было известно во все времена и во многих культурах, но только в современной Японии явление хикикомори достигло таких масштабов.

Согласно правительственным оценкам, количество хикки в Японии достигает 1 млн 150 тыс. человек в возрасте от 15 до 64 лет. Эксперт и ведущий психиатр по проблеме хикикомори Тамаки Сайто считает, что таких людей в Японии 2 млн человек. Многие из таких социальных отшельников живут в изоляции годами, а то и десятилетиями.

Из общества они выходят постепенно. Вначале выглядят несчастно, теряют друзей, ощущают себя незащищенными и мало говорят. В школе над такими людьми зачастую издеваются одноклассники, что еще больше усугубляет ситуацию.

Недостаток социальных контактов приводит к тому, что хикикомори теряют навыки человеческого общения, утрачивают социальные связи. Через компьютерные игры они погружаются в различные виртуальные миры, становятся все более инертными. Причины превращения в хикикомори в японском обществе обсуждаются, но обычно это считается культурным синдромом, связанным с жесткой социальной структурой Японии, где есть давление со стороны сверстников.

До того, как COVID-19 стал серьезной проблемой в Японии, пребывание дома и социальное дистанцирование рассматривались как нежелательные черты, которые осуждались обществом. В японской офисной культуре близкое взаимодействие считается способом воспитания чувства солидарности среди сотрудников.

Но во время пандемии японское правительство попросило граждан практиковать джишуку – форму самоограничения, основанную на чувстве ответственности, в том числе и по отношению к несущественным прогулкам. Вот тогда многие японцы стали сравнивать себя с хикикомори. Оказалось, что далеко не все из них – бездельники.

Нито Соуджи – хикикомори уже более 10 лет. Окончив университет в Токио, он не смог найти хорошую работу и реализовать мечту стать писателем. Нито вернулся в родной город, чтобы создавать «додзинси» – собственные рисованные комиксы. Сначала он планировал оставаться хикки в течение 3-х лет или до тех пор, пока не сможет содержать себя.

Мечта Нито стать самодостаточным благодаря собственным творениям в конечном итоге подтолкнула его к изучению английского языка. С 2015 года он стал разрабатывать компьютерные игры, которым посвятил последние 5 лет. Его первую оригинальную игру запустили в Steam – сервисе цифровой дистрибуции видеоигр для независимых разработчиков. Теперь, благодаря этому и свободному владению английским языком, тяжелая работа Нито окупилась.

«За последние 10 лет я смог создать все, что хотел, поэтому даже если была борьба, я наслаждался этим», – сказал Нито. Он надеется, что продажи игры принесут достаточный доход, чтобы он смог, наконец, выйти из своего уединения и отправиться в путешествие, как только эпидемия прекратится.

Сергей КИРИК