Из боксеров в керамисты: как благодаря случаю гомельчанин нашел дело всей жизни
Шесть лет назад жизнь тренера-преподавателя, мастера спорта по боксу Сергея Дедка изменил случай: побывав в гостях у друга-ремесленника и познакомившись со старинной технологией чернолощеной керамики, он также загорелся гончарным делом.
На волне впечатлений
Вскоре Сергей оставил карьеру тренера, перебрался из городской квартиры в агрогородок Носовичи Добрушского района, где и оборудовал для себя мастерскую. В сельской местности обосновался намеренно: для производства изделий из керамики по чернолощеной технологии требуется уличная печь – горн. Оборудовать такую в городе было бы невозможно.
Гончарству Сергея обучил друг. Он же, к слову, помог реализовать на выставке-ярмарке первые изделия начинающего ремесленника. Тогда это были заварочные чайники. Сегодня в перечне продукции, которую производит Дедок, – десятки наименований: от посуды и декора до музыкальных инструментов. За работой мастер проводит по 12 часов в день, а глину для изделий закупает сотнями килограммов.
– Как правило, покупаю 300-500 килограммов материала, которого хватает примерно на полгода. Сложно посчитать, сколько изделий я выполняю в день. Если нет сложных заказов, то изготавливаю десятки предметов, если клиент просит что-то замысловатое, могу кропотливо трудиться над одной вещью весь день, – поделился Сергей Дедок.
Тонкости производства
Прежде чем зарегистрироваться в качестве ремесленника и начать продавать изделия, в производстве керамики Сергей тренировался всего 2 месяца. Технологию ее изготовления сложной не считает.
– Сперва глина разминается руками – таким образом из породы вытесняется воздух, затем масса центрируется на гончарном круге. Главное, придать будущему изделию цилиндрическую форму, а из нее, по сути, можно вылепить все что угодно, – говорит мастер. – Проблема, с которой сталкиваются ремесленники, – боль в руках. При работе за гончарным кругом основная физическая нагрузка ложится именно на эту часть тела.
Сергей поясняет: при сушке мелкие и тонкие детали важно обернуть целлофаном, иначе они потрескаются. А после изделие хорошо натереть камушком – это уплотнит поверхность черепка и сделает его менее водопроницаемым и хрупким.
В работе мастер использует два вида обжига: в муфельной электропечи и горне. Последний нужен для производства чернолощеной керамики. Посуда из горна отличается глубоким черным цветом и, по мнению мастера, больше привлекает покупателей.
Изделия, выполненные по технологии чернолощеной керамики.
– Горн топится дровами, при этом температура достигает до 1000 градусов. Главное, не поднимать ее выше, иначе поставленные внутрь глиняные изделия деформируется. В конце обжига в уличную печь кладу смолистые сосновые дрова, траву – все, что дает густой черный дым. Керамика томится там без доступа кислорода, благодаря чему и приобретает глубокий оттенок, – делится секретами мастер.
Делу – прибыль
Покупатели привыкли к керамике природного красного цвета, поэтому черные изделия воспринимают как более современные. Кроме того, чернолощение повышает прочность изделия и не требует применения глазури, которая существенно влияет на стоимость черепка.
Сергей Дедок отмечает, что гончарное ремесло служило ему постоянным источником дохода. Но, к сожалению, этот год выдался неудачным в финансовом плане: из-за пандемии коронавируса были отменены многие выставки-ярмарки, пришлось искать другие площадки для продажи изделий.
Африканские глиняные барабаны-горшки (уду) у покупателей пользуются спросом. Стоимость одного – более 200 рублей.
– Однако дефицита индивидуальных заказов и проблем с реализацией эксклюзивных работ нет. Предпочтения заказчиков порой удивляют. Так, приходилось делать из глины умывальник для бани, светильники, африканский глиняный барабан-горшок – уду. Обращаются и реконструкторы за воспроизведением уникальной посуды и предметов быта. Как правило, цена на мои изделия стартует с 5 рублей, и зависит от затрат на производство.
Ольга СИМОНОК
Фото из личного архива Сергея ДЕДКА