test gtag

Из глины – ваза, из пня – панно: мастер из Хотимска знает толк в истинной красоте

Он даже строительный пенопласт умудрился преобразовать: «вылепил» из него огромных аистов. Величавые птицы, которых издалека трудно отличить от настоящих, долгое время украшали центральную площадь родного городского поселка в Могилевской области.

Хотя Виктор и уверяет, что подобная творческая универсальность не свалилась ему на голову как божий дар, а стала результатом кропотливого ежедневного труда, все-таки, глядя на его картины и поделки, начинаешь в этом сомневаться.

В Хотимске он уважаемый человек. За 17 лет работы художником, керамистом, декоратором, преподавателем ДПИ в самых разных учреждениях – от местных дома ремесел и школы искусств до детских домов семейного типа – он воспитал ни одно поколение юных творцов. Его ученики часто становятся призерами в творческих конкурсах областного и республиканского масштабов.

– Ко мне на занятия приводят разных ребят – и способных, и не очень, – делится наставник. – Может, и банальную вещь скажу, но все зависит от желания ребенка. Попадаются и очевидно талантливые, но им не хватает усердия, а есть и вполне себе обыкновенные детки, но с горящими глазами. Именно они спустя какое-то время и создают шедевры.

Дело рук мастера

Сам же Виктор Малойко на собственном примере доказывает: жизнь вокруг себя можно сделать ярче. С помощью аэрографа он разукрашивает стены скучных строений, мастерит декор для улиц, а в скором времени возьмется и за прославление своей малой родины.

– В Хотимске есть знаковые памятники и сооружения, – говорит Виктор. – Например, наш знаменитый Свято-Троицкий собор или не так давно установленная скульптура княжны Хотимы – основательницы нашего поселка. Хочу сделать их уменьшенные копии. Думаю, керамические символы нашего региона станут приятными сюрпризами для местных жителей и туристов.

А пока гости Хотимска, бывая в районном историческом музее в секции краеведения, могут увидеть большие панно с изображением четырех времен года: они тоже дело рук мастера Малойко. Рядом – его же выставка чучел животных.

– Еще во время учебы на отделении декоративно-прикладного искусства в Могилевском училище культуры мне случайно попался «Справочник охотника и рыболова», – рассказывает собеседник. – Ознакомился с образцами работ и советами для начинающих по изготовлению чучел – и сделал стрижа: птица случайно залетела на балкон к соседу, разбилась о стекло. Получилось достойно, но не настолько хорошо, чтобы браться за серьезного зверя. Пришлось часами просиживать в библиотеках: штудировать специальные журналы, перерисовывать, запоминать.

Теперь мастер может «оживить» всех – от снегиря до медведя. Сам придумывает и сюжеты. — инсценировал даже басню «Ворона и лисица». Получилось весьма правдоподобно. 

IMG-99098ee131ce8f3b0909a945a43535b8-V

Радость художника

А после Виктор и сам увлекся охотой, немало повидал, не раз и сам становился героем охотничьих баек. Многие из них стали сюжетом для его живописных полотен.

Вот только одна из них: приехали как-то к знакомому егерю по первому снегу очередные охотники на кабана. Самый деловой выделялся: и винтовка у него не абы что – Манлихер, и на носорогов он ходил, и вообще, всякого в жизни повидал – ничем не удивишь. А сюда приехал от скуки, мол, других поучить, как правильно охотиться. Конечно, народ у нас ко всяким историям привычный, но этот говорил веско, скупо, не хмелел – вроде бы тертый калач…

И вот встали на номера, а егерь как раз рядом с ним и оказался. «Вижу, – говорит, – большой секач прямо на моего охотника выкатывается. Он тут же ружье в сугроб, нож от бедра выхватил, пригнулся… Ну, думаю, сейчас кабана зубами загрызет. А тот ножом крепления с лыж срезал – и на дерево…»

Кстати, в тот раз товарищи по оружию спасли «убийцу носорогов» – кабан трофейный оказался. Чучело из него сделали. Висит теперь морда с огромными клыками на самом почетном месте. А наш герой в кресле-качалке у камина во всех красках расписывает гостям ту чудовищную схватку.

– Ну как после подобных приключений не писать картины маслом? – смеется Малойко. – Мои полотна быстро расходятся по агроусадьбам, украшают интерьеры охотничьих домиков, а вещицы, сделанные из лосиных рогов, в раз разлетаются на ярмарках. Люди у нас неравнодушные к красоте. Меня, как художника, это не может не радовать.

Виктория БОНДАРЧИК

Фото из архива Виктора МАЛОЙКО