Как белорусский «Хрусталь» покоряет иностранцев
В столичном Музее-мастерской Заира Азгура состоялась встреча со съемочной группой фильма «Хрусталь».
Фильм «Хрусталь» режиссера Дарьи Жук вышел в белорусский кинопрокат в конце августа. За 2 месяца его посмотрели более 18 тыс. зрителей, по кассовым сборам он вошел в топ-3 в Беларуси, собрав свыше 109 тыс. рублей. Картина была представлена кинокритикам в Карловых Варах и завоевала Гран-при Одесского кинофестиваля. Но больше всего разговоров вызвало ее выдвижение Белорусским оскаровским комитетом на престижную кинопремию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». «Хрусталь» наряду еще с одной белорусской картиной – «Дорога» Ольги Чайковской уже внесли в финальный список Американской киноакадемии. Попадет ли хоть один отечественный фильм в лонг-лист кинопремии, станет известно этой зимой.
О чем фильм
Минск середины 1990-х. Амбициозная девушка Веля (Эвелина) – ее роль исполнила молодая актриса Алина Насибуллина – работает ди-джеем в ночном клубе и мечтает уехать в США. Чтобы убедить американское посольство выдать ей визу, девушка идет на хитрость и говорит, что трудится на заводе по производству хрусталя. В липовой справке с работы она указывает случайный номер телефона. Чтобы перехватить звонок из консульства, Веля вынуждена отправиться в белорусскую глубинку и доверить свои проблемы незнакомым людям…
Основой сюжета стала реальная история, которую режиссеру Дарье Жук рассказала подруга. Несмотря на мелкие огрехи, фильм получился очень натуральным. В нем отразились и увлечение поколения 90-х американской культурой, и народное безденежье после развала Советского Союза. Буквально на каждом углу в фильме продают хрустальные люстры и сервизы – так, натурпродуктом, на заводе выдают зарплату. Отсчет дней в картине обозначен короткими вставками: как каждое утро рабочие идут на завод и выпускают хрусталь, на самом деле не нужный ни им самим, ни покупателям.
– Считаю, эта история могла произойти только в 1990-е. Я хорошо знаю это время, поскольку жила тогда в Минске. Мы старались избежать ощущения ностальгии в фильме. Мне кажется, это портит любое кино, – рассказала на встрече Дарья Жук.
О стиле 1990-х
– Думаю, что со временем, когда происходит история в «Хрустале», нам повезло, ведь стиль 1990-х снова в моде! Это неожиданно сыграло нам на руку, – призналась режиссер.
Одежде в картине уделяют большое внимание. И дело не только в мелькающих на заднем плане статистах в джинсах-варёнках и цветных леггинсах. Главная героиня Веля, полная юношеского максимализма и обожающая хаус-музыку, всячески пытается выделиться. На винтажные вечеринки в окружении бюстов советских деятелей, с укоризной взирающих на распоясавшуюся молодежь, она надевает синий парик, а по ночам пришивает к купленным на рынке вещам этикетки импортных брендов. Одежда не только выделяет Велю среди бедноватых серых оттенков картины, но еще больше отделяет ее от жителей глубинки.
Посмотрев «Хрусталь», можно забыть диалоги и имена героев, но яркий образ героини в красном пальто с синим вязаным шарфом прочно сохраняется в памяти.
На встрече в Музее-мастерской Заира Азгура создатели картины решили провести благотворительный аукцион, на котором распродали часть вещей со съемок фильма, – раз уж 1990-е снова в моде. Любопытно, что Алина Насибуллина снималась с аутентичной сумкой, которой более 40 лет. Все собранные средства были направлены в помощь Белорусскому детскому хоспису.
На фото художник по костюмам фильма Елена Гордионок демонстрирует лоты аукциона.
О разбитых мечтах и лебедях
Многим зрителям запомнился хрустальный лебедь, который мелькает в кадре на протяжении всего фильма. В конце картины знакомый мальчик Костя (Илья Капанец) дарит Веле хрустальную статуэтку, но девушка отказывается от подарка, как и от своих хрупких мечтаний.
Мало кто знает, но в фильме были кадры, когда такая же статуэтка падает с конвейера и разбивается вдребезги, однако при монтаже эту сцену вырезали, тем самым будто оставляя героям возможность помечтать еще немного. Во время съемок разбили 3 одинаковые статуэтки, сделанные по заказу на стеклозаводе «Неман».
– Удивительно, но фильм больше нравится молодым, а не людям старшего поколения, которые хорошо помнят 1990-е. Честно говоря, такого поворота мы никак не ожидали. Если взрослый зритель в картине чувствует некую безысходность, то молодежь воспринимает все трудности, с которыми сталкиваются герои, только как препятствия, которые можно преодолеть и пойти дальше, – рассказал генеральный продюсер проекта Валерий Дмитроченко.
Как иностранцы смотрят «Хрусталь»
По-английски название фильма звучит как Crystal Swan – «Хрустальный лебедь», что сразу обращает внимание зарубежного зрителя на метафоричные детали.
Критики неоднократно упрекали режиссера Дарью Жук в «иностранщине» – поверхностном взгляде на советскую действительность, искусственной «трасянке», а еще в том, что она около 20 лет прожила в США. Но, возможно, именно это помогло ей наполнить фильм моментами, которые подняли «Хрусталь» на уровень неплохого артхауса, в чем-то экзотичного за рубежом. Казалось бы, что может заинтересовать иностранцев в привычке сбрасывать детям деньги с балкона, коврах во всю стену и мордобоях на свадьбах? Оказалось – всё…
– Две недели назад у нас было несколько показов в Европе. Если на первый пришли в основном выходцы из Советского Союза, эмигранты, то второй оказался очень «иностранным». Зал был заполнен, а люди смеялись шуткам и в целом тепло восприняли фильм. Также мы показывали «Хрусталь» в Лос-Анджелесе. Любопытно, что некоторые темы – например, гендерную – иностранцы считывают гораздо быстрее, нежели наш зритель. Вообще, в фильме много уровней. Если кто-то менее знаком с постсоветским пространством, то ему более понятна история про жителя из столицы, приехавшего в маленький городок, и конфликт поколений, – заверила Дарья Жук. – Меня радует, что после просмотра у людей возникает желание продолжить изучение нашей страны. Один знакомый режиссер, посмотрев фильм, сказал мне: «Я никогда не был в Беларуси, но ты с такой любовью показала ее и героев, что мне захотелось там побывать. Это, конечно, безумная страна, но очень интересная».
Как анонсировала съемочная группа, к началу 2019 года фильм начнут транслировать на телевидении, после чего он появится в интернете в открытом доступе.
Диана ФИЛИМОНОВА
Фото автора