Наверх

Как был создан знаменитый БелАЗ

10 октября 2022

Белорусский автомобильный завод в Жодино – один из крупнейших в мире. Здесь был создан самый большой самосвал в мире.

В десятках стран известны знаменитые карьерные самосвалы БелАЗ – машины надёжные и безотказные.

История Белорусского автомобильного завода началась в 1946 году. В пятилетнем плане восстановления народного хозяйства Белорусской ССР было указано: «В целях создания собственной базы топливного машиностроения восстановить и построить два машиностроительных завода. Один из них на железнодорожной станции Жодино, в районе Смолевичской ГРЭС».

Тогда ещё никто и не думал о создании супергрузовика, планировалось выпускать торфяное оборудование. За два года были построены первые заводские корпуса, первая продукция – кусторезы отправилась на целину.

В 1958 году стало ясно – стране не хватает большегрузных автомобилей, темпы развития экономики опережали своё время, работать в больших карьерах небольшими грузовиками нерентабельно. Вероятно строить большой автомобильный завод логичнее было бы рядом с металлургическим комбинатом, с источником энергии – угольным разрезом или крупной электростанцией, но решено было строить в Беларуси. Именно здесь были квалифицированные рабочие – трудовые и профессиональные кадры.

К тому же на Минском автомобильном заводе уже были профессионалы, знающие и умеющие строить большегрузные автомобили, 25-тонный самосвал МАЗ-525 уже трудился на стройках СССР. Именно этот МАЗ стал первым на конвейере завода в Жодино.

7 ноября 1958 года стал историческим днём для БЕЛАЗа, из сборочного цеха выехал первый 25-тонный самосвал. Однако вскоре стало ясно – нужна более современная машина, прорыв в машиностроении и конструкторы вернулись из цеха к чертёжным доскам. Главным конструктором назначается

Заля Львович Сироткин, который и предложил своему отделу сделать абсолютно новую машину. Идея была воспринята с энтузиазмом, над проектом работали и сверхурочно, и дома. Постепенно на чертежах конструкторов новый самосвал стал приобретать реальные очертания.

Кроме внешних изменений, он прибавил ещё и в весе, грузоподъёмность выросла до 27 тонн. Осенью 1961 года свет увидел первый БелАЗ-540. Тот опытный образец своим ходом отправили в Москву. Он должен приехать к открытию ХХII съезда КПСС. Вёл машину в столицу водитель-испытатель Сергей Лютаревич. В Москву грузовик прибыл без поломок и остановок. После этого белорусский самосвал два месяца экспонировался у павильона машиностроения на ВДНХ СССР и был удостоен диплома I степени.

Первые самосвалы БелАЗ-540 были отправлены на строительство крупных гидроэлектростанций в Сибири, в Казахстане, Узбекистане. Белорусские автомобили пришли на замену самосвалам перевозившим 5-7 тонн. Объем земляных работ резко ускорился, новая техника проходила обкатку прямо в карьерах.

БелАЗ-540 оказался на своём месте и стал незаменимым при добыче твердых полезных ископаемых. Белорусский самосвал подходил для работы в карьерах, при суровом климате и бездорожья и сурового климата. За два года было выпущено более одной тысячи 27-тонных самосвалов. Проект был удачный, благодаря ему последующие поколения самосвалов БелАЗ тоже были успешны.

Следующим серийным грузовиком стал 40-тонный БелАЗ-548. Опытный образец вышел в 1963-м, а через два года стартовало серийное производство. В 1965 году на первой своей выставке в немецком Лейпциге БелАЗ-548 оказался в центре изумлённой публики, в 66-м такой же триумф был в болгарском Пловдиве и наконец в апреле 1967-го в Германию, снова в Лейпциг, на выставку отправляется совершенно новый 40-тонный БелАЗ-548А. Вся ярмарка ждала, кому будет присуждена тысячная по счёту медаль. И снова наша машина оказалась на высоте, золотая медаль уехала в Беларусь.

В 1968-м с конвейера в Жодино сошёл ещё один опытный образец – 80-тонный БелАЗ-549. Эта машина долгое время считалась шедевром конструкторского мастерства, но вскоре главный конструктор пошёл ещё дальше. На базе 549-го Сироткин создаёт автопоезд и доводит грузоподъёмность своего детища до 120 тонн. Большой стране нужны были большие машины.

В 1970 годы белорусские карьерные самосвалы занимали 50% мирового рынка. В мире тогда было всего семь предприятий выпускающих такие грузовики.

После выпуска первого грузовика прошло уже более 60 лет, но БелАЗ по-прежнему остаётся одним из самых известных брендов Беларуси, который знают и ценят на всех континентах.

Сергей КИРИК

Фото из открытых источников

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
23 апреля 2024 22 апреля 2024 21 апреля 2024 20 апреля 2024 19 апреля 2024
Все новости