Как в американских фильмах: белоруска поехала путешествовать с семьей на автодоме
После отмены коронавирусных ограничений в этом году особенно хотелось на море. Но без малого пятичасовой перелет с тремя небольшими детьми – испытание, на которое мы с мужем отважиться не решились. Перебрав в поисках равноценной замены с десяток вариантов, наша семья придумала другую авантюру – путешествие на автодоме. Девять дней мы колесили по Беларуси, радуясь преимуществам и сражаясь с нюансами такого отпуска.
Бэкграунд: сколько стоит и с чего начать?
Стоимость аренды автодома зависит от его габаритов, технических характеристик и длительности путешествия. Как правило, сутки краткосрочной аренды в пределах трех-четырех дней обходятся на 10 долларов дороже, чем при аренде на полмесяца и более. Диапазон цен на автодом – от 50 до 150 долларов в сутки. Кемпер-прицеп обойдется дешевле: вилка стоимости аренды примерно та же, но в белорусских рублях. Помимо арендной платы вас, скорее всего, попросят оплатить сервисный сбор (в нашем случае – 150 рублей) и оставить залог (500 долларов при путешествии по Беларуси и вдвое больше при выезде за рубеж). Потенциально из залоговой суммы владелец автодома может удержать деньги на оплату дорожных штрафов и починку повреждений автодома, причиненных по вине съемщика. Если же все обойдется без приключений, залоговая сумма в полном объеме возвращается при приемке автодома хозяином.
Сопутствующая статья расходов – топливо. Наш автодом в среднем расходовал 11-12 литров на 100 км.
Выбирая автодом, также ориентируйтесь на реальное количество спальных мест. Как правило, их 5-6. Это большой спальный «чердак» над водительским местом, удобный для детей и тесноватый для взрослых, а также нижнее спальное место-трансформер, рассчитанное максимум на двоих.
К слову, путешествовать на автодоме можно и зимой. В машине есть отопление, которое во время остановок работает от газового баллона.
Еще один нюанс: уточните, как считаются сутки – с 12 часов дня, как в гостинице, или с того часа, когда вы забрали автодом. При втором варианте лучше забирать машину вечером, чтобы у вас было время неспешно разложить вещи, постельное белье, продукты и прочее, проверить, не забыты ли важные мелочи, и утром со свежими силами отправиться в путь. Тогда и при возврате автодома у вас будет больше времени, чтобы привести его в порядок.
Какие водительские права годятся?
Этот фактор действительно важен при выборе автодома. С обычными водительскими правами категории В можно вести автодом с общей допустимой массой не более 3,5 тонн (учитывается масса самого автомобиля и его максимальная грузоподъемность по документам). При этом путешественников, включая водителя, должно быть не больше восьми.
Также с правами категории В можно транспортировать кемпер-прицеп общей массой не более 750 килограмм, если совокупная масса такого прицепа и вашего автомобиля опять-таки не превышает 3,5 тонн. Однако, как правило, полноценный прицепной кемпер тяжелее и требует водительских прав категории ВЕ.
Чем удобен автодом?
По сути, автодом – это миниатюрная квартира на колесах. Здесь есть газовая плита и мини-холодильник, душ, туалет, раскладной столик с диванчиками, напоминающие купе в поезде, два больших или очень больших спальных места, сезонное отопление и удобные шкафчики для посуды, продуктов, одежды (в том числе и верхней).
Исходя из расчета на 5-6 человек, автодом позволяет экономить на проживании и питании, ведь быстрый завтрак и нехлопотный ужин здесь легко можно организовать самим. А при путешествии с маленькими детьми, когда без любимой каши по утрам, привычной подушки и послеобеденного сна никак не обойтись, автодом – идеальный вариант.
Еще один плюс – во время такого путешествия вы можете посетить много мест в удобном для себя ритме. За девять дней мы побывали в Дукоре, Несвиже, Мире, зооландшафтном парке «Диприз» под Барановичами, Коссово, Ружанах, Каменце, Беловежской пуще, Бресте, на уникальных пляжах озера Каташи под Кобрином, которые называют белорусским Тунисом, в Жировичах и парке интерактивной истории «Великое княжество Сула».
Планируя маршрут, учитывайте, что, как правило, договором об аренде автодома определен лимит среднесуточного пробега. В нашем случае он не должен был превышать 300 км. Постарайтесь заранее продумать места ночных стоянок. В Беларуси, как, впрочем, и в России, вовсе не обязательно останавливаться в кемпинге. К слову, актуальной карты расположения белорусских кемпингов ни мы, ни хозяин нашего автодома найти не смогли. Преимущество кемпингов – подключение к электричеству, возможность пополнить запас воды (сделать это можно и на заправке, и из колонки либо колодца), опорожнить туалетную кассету без последствий для экологии (можно и в другом месте – например, в обычном деревенском туалете, но у химии имеется специфический запах). К сожалению, кемпингов европейского уровня, где есть отдельные душевые, кухня, помещение для отдыха и прочие блага цивилизации, на нашем маршруте не обнаружено. Впрочем, мы изначально ориентировались преимущественно на «дикие» стоянки на берегу озера либо опушке леса (благо посещение лесов на тот момент было разрешено).
Нюансы есть во всем…
… но о них, конечно, хотелось бы знать заранее.
Первой неожиданностью для нас стал подтекающий люк над кроватью-чердаком. Не масштабно, решили проблему своими силами, но старт путешествия был подпорчен. К слову, люки – одна из наиболее часто ломающихся деталей автодома. Чтобы избежать неприятностей, каждый раз, прежде чем тронуться в путь после длительной стоянки, проверяйте, закрыты ли они (при движении допускается режим микропроветривания). И не ездите по глухим лесным дорогам, где ветви деревьев свисают слишком низко и могут повредить верхние люки.
Вторым дал сбой холодильник. Хозяин изначально предупреждал, что он маломощный, но по итогу продукты пришлось хранить в морозильном отсеке.
Вода – отдельная тема. В автодоме нашего типа ее исходно 120 литров. Из этого запаса моют посуду и моются сами, а для приготовления пищи лучше использовать бутилированную. По статистике, этих 120 литров хватает на срок от 20 минут (если сразу нескольким принять душ не экономя, как дома) до 4 и даже более дней. Нам воды хватало, хотя к концу путешествия сам факт, что расходовать ее нужно экономно, уже несколько нервировал. Глобальное купание от макушки до пят мы затевали в кемпинге, где сразу можно было возобновить все 120 литров. И тут обнаружилась еще одна проблема: слив в душевой работал крайне медленно. А если еще и автодом наклонен в другую сторону, то совсем беда. Конечно, опять же все решаемо, но, накапливаясь, такие мелочи существенно портят настрой.
И еще один нюанс: с погодой нам определенно повезло. Дождило в меру, изнуряющей жары не случилось. Но если бы, как в середине августа, температура неделю держалась около +30 °C, от перемещений в середине дня пришлось бы отказаться, да и днёвки на озере в нашем итоговом маршруте значились бы гораздо чаще.
***
Понравилось ли нам и планируем ли путешествовать на автодоме еще? Дети в восторге от обилия и контактности животных в Дипризе, почти поверили в беловежского Деда Мороза, впечатлены количеством замков и с ностальгией вспоминают, как здорово было почти ежевечернее сидеть у костра. Непосредственно в автодоме их излюбленным местом стал «чердак» – тот самый, где временами капало из люка, но детей это, конечно, нисколько не смущало. Поездка для них – одно большое приключение, и они в любой момент готовы снова сорваться в путь.
Мы, взрослые, решали оргвопросы, боролись с сюрпризами и, конечно, устали больше. Настолько, что, вернув автодом, в первый вечер в буквальном смысле лежали пластом и радовались тому, как просторно, оказывается, у нас дома и как тихо по сравнению с водительской кабиной. Если верить хозяину, в подобном состоянии из путешествия возвращаются почти все. Главная, по его мнению, причина – стремление объять необъятное и наполнить маршрут так, что времени на настоящий отдых почти не остается.
И в этом он прав. Если мы затеем еще одно путешествие на автодоме, «матрасного» пляжного отдыха запланируем больше. Пожалуй, каждые трое суток нужна длительная, не меньше чем на полдня, остановка.
А пока наш рулевой на все расспросы лаконично отвечает: «Неповторимое путешествие». Что ж, время покажет.
Ольга НИКОЛАЕВИЧ
Фото автора