Картину Шагала вернули наследникам бывшего владельца. Музей получил за это 4 млн долларов
Нью-Йоркский музей современного искусства MoMA вернул картину Марка Шагала «Над Витебском» наследникам предыдущего владельца. На самом деле произошло это еще три года назад, но подробности издание The New York Times узнало лишь недавно.
Что случилось?
В Нью-Йорке завершилось, по словам журналиста американской газеты, «одно из наиболее необычных дел о реституции произведений искусства» за последние годы. А удивила всех компенсация, которую музею выплатили, чтобы тот расстался с картиной знаменитого белорусского художника – 4 млн долларов (любопытно, что в прошлом году, по информации газеты, новые владельцы картины продали ее за 24 млн долларов).
Музею заплатила компания Mondex Corporation. Она представляла интересы Патрика Маттизена – сына основателя немецкой галереи Фрэнсиса Маттизена, которому полотно принадлежал еще в первой половине XX века. Сейчас, кстати, Маттизен и Mondex судятся друг с другом из-за этой картины: оказывается мужчина вовсе не соглашался на выплату такой большой компенсации, а потому не стал выплачивать компании причитающиеся ей 39% от стоимости возвращенного произведения.
Что это за картина?
Согласно данным на сайте музея (частично уже удаленным), речь идет о копии, написанной Шагалом с 1915 по 1920 гг. с оригинала 1914 г. Есть и другие версии полотна, с разной цветовой гаммой, более или менее проработанным лицом «летуна», более или менее прорисованной «геометрией снега». Все они изображают примерно одно и то же: пожилой бедный еврей с мешком на спине и тростью в руке плывет над зимним Витебском – родным городом художника.
Как и любая другая картина Шагала, эта вызывает среди специалистов бурные споры. Кто-то разглядел в ней аллюзию на исход евреев из царской России в США. Кто-то видит комментарий об отсутствии земли, твердой почвы под ногами всех евреев на земле. Возможно также, что на картине Шагал изобразил самого себя – вечного странника с мешком на плече, который мыслями всегда возвращается в родной город.
Как она оказалась в Нью-Йорке?
Изначально картина располагалась в галерее Фрэнсиса Маттизена в Берлине. По данным The New York Times, коллекционер мог выкупить полотно у Эрмитажа, когда советские власти продавали произведения искусства за границу.
Произошло это в 1920-1930-х гг. А уже в 1933 году Фрэнсису Маттизену – еврею по национальности – пришлось бежать из Германии. В 1934 году новым владельцам галереи пришлось отдать «Над Витебском» немецкому банку Dresdner «в обмен на сокращение долга». Любопытно, что этот банк впоследствии будет финансировать строительство концлагеря в Освенциме.
Долгое время считалось, что картину банку передали добровольно, на законных основаниях. Однако специалисты Mondex выяснили, что на тот момент рыночная стоимость «Над Витебском» и других полотен, проданных галереей, сильно превышала размер ее долгов. Следовательно, считают в компании, это был грабеж, – нацисты воспользовались ситуацией. Соответственно, картина должна быть возвращена. Поэтому прессу и удивил такой большой «выкуп» нью-йоркской галерее.
Но как картина попала в Штаты? В 1935 году банк передал произведение искусства министерству финансов для фонда берлинских музеев. Вместо этого полотно продали одной из нью-йоркских галерей, которая в свою очередь и реализовала его MoMA. В 1957 г. музей провел выставку, посвященную 70-летию Марка Шагала, и назвал картину одной из пяти главных в творчестве знаменитого витеблянина.
Никита ГРЕБЕННИКОВ
Фото из открытых источников