Что случилось?
В Нью-Йорке завершилось, по словам журналиста американской газеты, «одно из наиболее необычных дел о реституции произведений искусства» за последние годы. А удивила всех компенсация, которую музею выплатили, чтобы тот расстался с картиной знаменитого белорусского художника – 4 млн долларов (любопытно, что в прошлом году, по информации газеты, новые владельцы картины продали ее за 24 млн долларов).
Музею заплатила компания Mondex Corporation. Она представляла интересы Патрика Маттизена – сына основателя немецкой галереи Фрэнсиса Маттизена, которому полотно принадлежал еще в первой половине XX века. Сейчас, кстати, Маттизен и Mondex судятся друг с другом из-за этой картины: оказывается мужчина вовсе не соглашался на выплату такой большой компенсации, а потому не стал выплачивать компании причитающиеся ей 39% от стоимости возвращенного произведения.
Что это за картина?
Согласно данным на сайте музея (частично уже удаленным), речь идет о копии, написанной Шагалом с 1915 по 1920 гг. с оригинала 1914 г. Есть и другие версии полотна, с разной цветовой гаммой, более или менее проработанным лицом «летуна», более или менее прорисованной «геометрией снега». Все они изображают примерно одно и то же: пожилой бедный еврей с мешком на спине и тростью в руке плывет над зимним Витебском – родным городом художника.
Как и любая другая картина Шагала, эта вызывает среди специалистов бурные споры. Кто-то разглядел в ней аллюзию на исход евреев из царской России в США. Кто-то видит комментарий об отсутствии земли, твердой почвы под ногами всех евреев на земле. Возможно также, что на картине Шагал изобразил самого себя – вечного странника с мешком на плече, который мыслями всегда возвращается в родной город.
Как она оказалась в Нью-Йорке?
Изначально картина располагалась в галерее Фрэнсиса Маттизена в Берлине. По данным The New York Times, коллекционер мог выкупить полотно у Эрмитажа, когда советские власти продавали произведения искусства за границу.
Произошло это в 1920-1930-х гг. А уже в 1933 году Фрэнсису Маттизену – еврею по национальности – пришлось бежать из Германии. В 1934 году новым владельцам галереи пришлось отдать «Над Витебском» немецкому банку Dresdner «в обмен на сокращение долга». Любопытно, что этот банк впоследствии будет финансировать строительство концлагеря в Освенциме.
Долгое время считалось, что картину банку передали добровольно, на законных основаниях. Однако специалисты Mondex выяснили, что на тот момент рыночная стоимость «Над Витебском» и других полотен, проданных галереей, сильно превышала размер ее долгов. Следовательно, считают в компании, это был грабеж, – нацисты воспользовались ситуацией. Соответственно, картина должна быть возвращена. Поэтому прессу и удивил такой большой «выкуп» нью-йоркской галерее.
Но как картина попала в Штаты? В 1935 году банк передал произведение искусства министерству финансов для фонда берлинских музеев. Вместо этого полотно продали одной из нью-йоркских галерей, которая в свою очередь и реализовала его MoMA. В 1957 г. музей провел выставку, посвященную 70-летию Марка Шагала, и назвал картину одной из пяти главных в творчестве знаменитого витеблянина.
Никита ГРЕБЕННИКОВ
Фото из открытых источников