Космонавт в столовой и витражи на остановке. Поговорили с создателем карты монументального искусства Беларуси
Не так давно в байнете появился необычный сайт – monumental.by. Это интерактивная карта, на которую нанесены объекты, где можно посмотреть на художественные артефакты советской эпохи. Панно, витражи, гобелены, мозаика – все то, что обычно ассоциируется с интерьерами заводского дома культуры или провинциальной библиотеки. Однако это целый мир и огромный пласт культурного наследия, который имеет туристический потенциал.
«Это другая визуальная история»
Максим Козлов – один из создателей проекта. Молодой человек рассказывает, что интерес к искусству был у него всегда. Это не удивительно, когда монументальное искусство, воплощенное в архитектуре, сопровождает тебя каждый день. Максим живет в микрорайоне «Восток» Минска, визитной карточной которого считаются мозаики Александра Кищенко на двух советских высотках.
– Это не просто декор, украшение, а настоящее окно в историю человечества и Беларуси. Каждый раз, проходя мимо, замечаешь что-то новое, даже если картина кажется уже привычной. Такие работы словно оживают и открываются тебе заново в разных жизненных моментах, – отметил молодой человек. – Так случилось с парикмахерской «Фантазия» в Минске, куда я хожу регулярно. На первый взгляд — обычное место, ничем не примечательная лестница на второй этаж. Но стоит поднять голову, как перед тобой открывается удивительное зрелище — витраж. Сначала не понимаешь, что это, но потом приходит осознание: перед тобой произведение искусства, скрытое в, казалось бы, обыденной обстановке. Можно сказать, что у меня не просто интерес к советскому арту, а к особому направлению, рожденному усилиями архитекторов и художников. Иллюстрацией этому и служит как раз район «Востока» – образец архитектуры модернизма и визитная карточка монументального искусства Минска.
Идея собирать информацию о таких объектах родилась из опыта путешествий по Беларуси. Собеседнику нравилось посещать не разрекламированные у туристов места, а тихие локации, о которых, может быть, не знают даже местные. Максим признается: такие путешествия по родной стране часто оборачиваются настоящими приключениями. Ты едешь, чтобы посмотреть одни достопримечательности, но уже на месте тебя поражают абсолютно другие объекты.
– Другой случай произошел в Любче. Мы ехали посмотреть знаменитый замок, но остановились у магазина «Родны кут» и не могли оторваться от этого. Именно такие неожиданности делают поездки особенными, – делится впечатлениями собеседник.
Максим ссылается на слова исследовательницы монументальной живописи Екатерины Рускевич о том, что в Беларуси за пределами замков, церквей и костёлов существует целая «другая визуальная история». Мозаики, сграффито и росписи, скрытые в многочисленных ДК, библиотеках, столовых, автобусных остановках и магазинах, формируют удивительный пласт культуры, который часто упускают из виду.
– Когда мы поинтересовались у заядлых путешественников, оказалось, что гида или карты по монументальному искусству Беларуси попросту не существует. Есть лишь материалы Екатерины Рускевич и еще нескольких энтузиастов. Поэтому мы решили: в наших маршрутах путешествий по стране монументальное искусство будет. Теперь каждая поездка — это не только замки и церкви, но и поиск скрытых сокровищ в самых неожиданных местах, – акцентирует собеседник.
Создать карту было непросто
– Сегодня карта все еще в стадии разработки. Она существует как идея, которая постепенно наполняется объектами, – рассказывает энтузиаст. – Как оказалось, создать карту монументального искусства — задача не из легких, и процесс ее наполнения превращается в настоящее приключение и детектив. Чтобы составить полноценный список, приходится отправляться в настоящие экспедиции или обращаться к материалам таких энтузиастов, как Екатерина Рускевич. Но даже спустя годы можно неожиданно наткнуться на сокровище, как это было на Минском заводе «Термопласт», где мы случайно обнаружили удивительное панно «Август». Среди знакомых, с которыми мы путешествуем, много художников, которые каждый раз напоминают: «А здесь есть витраж» или «А тут интересное сграффито». Так открываются даже самые неожиданные места. Например, в Комарово мы приехали посмотреть старую усадьбу и парк, а в итоге больше часа провели, фотографируя витражи в бывшей столовой местного техникума. Такие находки всегда впечатляют. Каждое новое открытие напоминает, насколько богат и разнообразен мир монументального искусства, скрытый в, казалось бы, обычных местах.
По его словам, изначально карта задумывалась, чтобы подсказать белорусам интересные места в своей стране, побудить активнее изучать художественное наследие прошлых эпох. И что особенно важно: начать его ценить и сохранять. Однако оказалось, что подобные проекты интересны и специалистам из других стран, начиная от России и заканчивая Аргентиной.
– Для специалистов и художников в первую очередь интересно, как развивалось это направление, потому что монументальное искусство — явление уникальное. Даже знаменитые мозаики Александра Кищенко содержат отсылки к южноамериканским художникам Диего Ривере и Давиду Сикейрасу, – продолжает Максим Козлов. – Поэтому в интерфейс карты мы добавили и другие языки, помимо белорусского и русского.
По его словам, наполнение карты новыми объектами похоже на увлекательный квест. Например, о существовании интересной мозаики можно узнать из случайного разговора в магазине небольшой деревни, когда остановился купить воды. А многие провинциальные Дома культуры ведут страницы в соцсетях, которые нужно часами внимательно просматривать в поисках мозаик, сграффито или росписей.
Туристический потенциал
По его словам, несмотря на то, что проект только начал работать в тестовом режиме, уже есть интерес со стороны российских туристов.
Максим Козлов отмечает, что главная цель проекта – изменить отношение к советской монументалистике в Беларуси. Карта в перспективе должна стать основой для создания полноценных гидов по советскому монументальному искусству Беларуси. С ее помощью можно будет проводить экскурсии по Минску и регионам, показывая уникальные работы, которые скрыты от глаз, но заслуживают внимания. Это могут быть заводы, столовые, культурные учреждения — места, которые редко становятся объектом интереса, если не знать о скрытых в них сокровищах.
Зачем охранять советский арт?
По словам Максима Козлова, создание карты – это еще и попытка бороться с безразличием к советскому монументальному искусству. Сегодня множество произведений не имеют статуса историко-культурной ценности.
– В Беларуси множество работ нуждаются в охране, и давно назрела необходимость создать музей советской монументалистики, – подчеркнул собеседник. – Художники справедливо замечают, что монументальное искусство часто выполняло задачу скрыть архитектурные недостатки. Поэтому такой музей можно разместить даже в простом цехе. Это был бы не просто музей, а уникальное пространство, которое могло бы стать популярным среди туристов и настоящей гордостью Беларуси. В данный момент я пишу экономическое обоснование такому музею и составляю список потенциальных экспонатов.
Максим Козлов уверен, что популяризация советского монументализма в Беларуси имеет все шансы стать новым брендом страны и точкой притяжения для туристов. Ведь такие объекты можно найти по всей республике, а не только в крупных городах. Это открывает огромный потенциал для развития туризма в малых населенных пунктах.
Алексей КОНОПЛЁВ
Фото Ии Поликарповой-Гилевич (превью) и с сайта monumental.by