«Круто ты попал на TV»: как работают тележурналисты в Беларуси
За красивой телевизионной картинкой всегда стоит сложная и кропотливая работа многих специалистов: редакторов, телеведущих, журналистов и операторов. О нюансах работы на ТВ рассказали профессионалы.
Александра Волчецкая, редактор телепроекта «Галерея красоты»
В мои обязанности входит кастинг участников проекта, написание концепции программы и сценария, работа на съемочной площадке – редактирование ведущих, интервьюирование героев и постпродакшне – написание сценария монтажа и внесение правок.
Мы работаем с 10 до 19 часов с понедельника по пятницу. В дни съемок можем находиться на площадке дольше.
Мне нравится в работе всё. Выбирала эту профессию целенаправленно, потому что чувствовала – это мое. Нравится постоянное развитие в профессиональном плане, общение с умными, творческими, понимающими людьми, поддержка в коллективе, приятно видеть, как меняются герои проектов и как в итоге работы получается классный продукт.
Трудности бывают тогда, когда срочно нужно «расти». Например, мы наснимали тонну интересного материала, нужно собраться и обработать его так, чтобы передать всё самое важное, не перегрузив зрителя, но и не лишив его интересных, «вкусных» подробностей.
Я не могу сказать, что для работы на телевидении всем нужен журфак. Для меня он точно не стал лишним: помог окончательно убедиться в правильности профессионального выбора, дал начальную базу, которая не позволила облажаться в первую же секунду, повысил общий уровень культуры.
Если человек хочет получить какие-то знания, умения и навыки и у него есть для этого ресурс – журфак, то он сможет получить там максимум. Если такое желание отсутствует, то тут и хороший педагогический состав не поможет.
Карьерный рост в журналистике может быть разный. Я больше люблю говорить о профессиональном росте. Кто-то мечтает работать корреспондентом и ему ничего другого не нужно. Его карьерный рост на этом и закончится, а вот профессиональный будет продолжаться до тех пор, пока человек сам будет этого хотеть.
А вообще можно стать шеф-редактором, творческим куратором, руководителем своего авторского проекта, министром, наконец. Журналистика – профессия многогранная.
Я считаю, что формы подачи информации на телевидении могут измениться и стать похожими на более современный ютуб-формат. Но я бы не назвала это заменой, скорее слиянием.
Не стоит забывать, что видеохостинг не смог бы появиться, не будь перед ним телевидения. Он позволил себе больше свободы и поэтому начал развиваться быстрее, допустил к созданию контента всех, кто сам этого хотел. Как следствие – появилось много как информационного мусора, так и уникальных качественных самодостаточных проектов. Телевидению есть чему поучиться у ютуберов, но есть и то, что ютуб продолжает заимствовать у ТВ.
Юлия Новикова, телеведущая канала «Беларусь 4»
В мои обязанности входит подготовка сюжетов к эфиру. Ищу интересные темы, договариваюсь на интервью, выезжаю на съемки. Затем пишу сюжеты и монтирую их. Мне нравится участвовать в этом процессе вместе с режиссером – так я вижу общую картину.
Работаем в команде, ведь без оператора, режиссера или редактора материала не будет. К тому же мы – люди творческие, у каждого свое видение, поэтому очень важно найти общий язык.
С недавних пор я еще редактор и ведущая молодежной программы. И вот тут уже возникают другие трудности: надо понимать интересы и увлечения современного поколения и при этом не забывать о хронометраже. Но мне это нравится: я активный пользователь социальных сетей и слежу за интересами молодежи.
Нельзя забывать о дикции. Необходимы постоянные занятия техникой речи и работа над голосом. Ведь от нашей подачи зависит восприятие материала аудиторией.
У нас ненормированный рабочий график. Бывают вечерние съемки, в выходные и праздники. Но это неплохо. Наоборот, мы находимся в самом центре событий, знакомимся с новыми людьми, берем интервью у известных личностей, посещаем концерты и другие важные для города мероприятия.
В работе мне нравится постоянное развитие. С каждым новым сюжетом ты получаешь новые знания. Например, о современных танцах, гончарстве, 3D-моделировании и многом другом. К каждой съемке я готовлюсь – читаю материалы по теме.
Конечно, люди попадаются разные. Бывает, оскорбляют. В такой ситуации лучше не реагировать и с улыбкой уходить. Однако чаще всего приезда телевидения ждут с нетерпением.
Я думаю, что журналистское образование необходимо. Тех журналистов, у которых нет профильного образования, сразу видно. На журфаке мы не только всесторонне развиваемся, но и учимся писать, снимать, монтировать и разбираться в жанрах журналистики. Например, термины «стенд-ап», «видюха», «синхрон», «лайф» не поймет человек без профильного образования. Да и на съемках могут возникать проблемы.
Не слежу за программами Юрия Дудя и Ксении Собчак. Мне кажется, многое у них строится на скандалах и пиаре известных личностей.
Не думаю, что ютуб заменит телевидение. Да, контент телевизионных каналов существенно отличается от материалов в Интернете. Но я считаю, тележурналисты несут определенную культуру. Сейчас многое меняется, происходит смешение телевизионных жанров. Важную роль на телевидении играет инфотейнмент – подача информации с элементами развлечения. Корреспонденты появляются в кадре на месте событий. Да не просто рядом, а становятся участниками: то говорят стенд-ап из вертолета, то танцуют вместе со всеми… Вот поэтому ютуб не вытеснит телевидение!
Подготовила Дарья ЗИМАК
Фото из личного архива героев