Наверх

Линия от Чижовки до пл. Якуба Коласа и склад боеприпасов. Как строили минское метро?

07 июля 2022

Строительство минского метрополитена началась 45 лет тому назад: 16 июня 1977 года была забита первая свая. Рассказываем о интересной истории метро, в которой много определяющих событий и решений.

В конце 1960-х годов Минск был одним из самых быстрорастущих городов СССР. За десятилетие население столицы Беларуси выросло более, чем на 400 тыс. человек, в городе уже было более полумиллиона жителей и сеть городского транспорта с большим трудом справлялась с нагрузками.

Впервые новость о будущем строительстве метрополитена в Минске появилась 30 апреля 1968 года в газете «Вечерний Минск».

Первоначальный план сильно отличался от конечного. Планировалось, что линия из западных спальных районов пройдет через станцию «Октябрьская» в Серебрянку. Автозаводская линия должна была протянуться до Чижовки и пересечься с Московской линией на станции метро «Площадь Якуба Коласа». Предполагалось, что метро в центральной части Минска будет глубоким, а на окраинах планировались даже открытые участки и участки на эстакадах.

В те времена в СССР метро строили в городах с населением не менее одного миллиона жителей. Миллионный житель родился в январе 1972 года, но разработка плана строительства началась лишь в 1976-м. На первом этапе планировалось построить восемь станций. В феврале 1977 года план был одобрен Советом министров СССР и уже 16 июня первую сваю в основании будущей станции «Парк Челюскинцев» забила бригада сваебойщиков спецуправления механизации № 96 треста «Строймеханизация». Эта станция стала первенцем нашего метростроя.

Еще до начала строительства городские службы определили и включили в перспективные планы работы по реконструкции городского общественного транспорта и ряда сложных инженерных коммуникаций с учетом строительства метро. В период строительства главная транспортная артерия города – Ленинский проспект (ныне Проспект Независимости) – три года была закрыта для движения всех видов транспорта.

Материалы для строительства поставляли предприятия Москвы, Ленинграда, Киева, Риги, Баку и других городов Советского Союза. Чтобы бесперебойно снабжать стройку бетоном, раствором и арматурными каркасами в жилом районе Шабаны был построен завод железобетонных изделий. Строительство минского метрополитена лично контролировал первый секретарь ЦК КПБ Петр Машеров. 

Строительство быстро набирало обороты, уже через два года строительно-монтажные работы велись на пяти станциях и перегонах между ними. Первыми были построены «Парк Челюскинцев», «Московская» и «Институт культуры». В 1979 году начались работы над станциями «Площадь Ленина», «Площадь Якуба Коласа» и «Академия наук». Последними, уже в 1980 году, стали возводить «Площадь Победы» и в ноябре станцию «Октябрьская» – последнюю из запланированных.

При строительстве метро было немало неожиданностей. Из-за высоких грунтовых вод около половины всей первой линии пришлось укладывать с искусственным водопонижением. На перегоне «Академия наук» – «Парк Челюскинцев» оказалось большое количество крупных валунов, некоторые в диаметре достигали двух метров, их приходилось дробить. На станции «Институт культуры» несколько свай попали в подземную выработку военных лет, где был обнаружен большой склад боеприпасов. Пришлось вызывать саперов. При строительстве станции «Площадь Ленина» пришлось перенести сложную сеть привокзальных подземных коммуникаций, снести несколько прилегающих к вокзалу зданий. Примыкающие к станции тоннели прокладывали под 17-ю железнодорожными путями вокзала «Минск-Пассажирский» без остановки движения поездов и под жилыми домами.

По первоначальным планам минское метро должно было быть открыто в 1985 году, к сорокалетию со дня Победы, однако метростроевцы взяли на себя обязательство завершить все работы к сорокалетию освобождения Беларуси, то есть к июлю 1984 года.

В день открытия Минского метрополитена 29 июня 1984 года были открыты все восемь станций. Пассажиров приняли «Институт культуры», «Площадь Ленина», «Октябрьская», «Площадь Победы», «Площадь Якуба Коласа», «Академия Наук», «Парк Челюскинцев» и «Московская». Первыми пассажирами стали сами метростроевцы, а специальным гостем торжества стал летчик-космонавт, дважды герой Советского Союза Петр Климук.

В день открытия проезд был бесплатным, но уже на следующий день надо было опустить в монетоприемник 5 копеек. За первый год работы метрополитен подвез 80 миллионов человек.

 

Сергей КИРИК

Фото из открытых источников

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
22 ноября 2024 21 ноября 2024 20 ноября 2024
Все новости