Лишь бы играть: театр «Эхо» в Минске отметил 65-летие
На прошлой неделе театр «Эхо» республиканского Дворца культуры профсоюзов отметил свое 65-летие очередной премьерой. Рассказываем, что это за театр и как можно стать его актером.
«Оставайтесь на местах, и все пострадают»
Юбилейной стала постановка по юмористическим рассказам Тэффи. Один из них и дал спектаклю название – «Къ теории флирта». Действие происходит в Петербурге Серебряного века, однако описанные ситуации в исполнении талантливых актеров становятся близки любому человеку в мире. Вот и минская публика встречала реплики артистов дружным хохотом.
– Мы взяли за правило чередовать серьезные спектакли с легкими и смешными, – рассказывает Виктория Кислякова, ставшая руководителем театра в 2020 году. – Но, если подумать, в каком смысле прошедший спектакль можно назвать «легким»? В прошлый раз мы ставили «Мне имя – Марина…» о Цветаевой. Для зрителя представление было морально тяжелым. При этом в плане актерского мастерства, оно в чем-то было даже проще «несерьезного» «Къ теории флирта».
Оно и понятно. Видя, как артисты кривляются и скачут по сцене, вызывая в зале новые взрывы смеха, даже не верится, что перед тобой любители без профильного образования. Такое мастерство требует опыта и долгих тренировок.
В следующем сезоне, который начнется в сентябре, труппа уже обещает поставить что-то «серьезное» и дать зрителям «пострадать». При этом Кислякова говорит, что «отдохнуть» актерам не даст, и сделает следующий спектакль экспериментальным в том числе и для них.
«Впервые я погиб в девятом классе»
«Эхо» – любительский театр. Из этих стен вышло много известных ныне работников кино и театра. Однако на входе все члены труппы – обычные люди без актерского образования: врачи, строители, преподаватели и даже студенты. Например, «Къ теории флирта» стал дебютом для студентки второго курса журфака Ольги Бугаевой.
– Играть мне не впервой. Но в первые дни в «Эхо» мне было неловко работать с людьми, которые были гораздо старше и опытнее меня. Однако я отлично сработалась с труппой, – признается девушка. – Еще я очень долго не могла крикнуть «ах» и «ох» так, чтобы это услышал весь зал. Но нам повезло с понимающим и талантливым режиссером. Мне все время что-то подсказывали, где-то поправляли. В целом, я считаю, что сыграла неплохо, хоть и есть куда расти.
Есть в труппе и настоящие ветераны любительского театра. Например, Александр Гвардиян, который играл на сцене еще будучи подростком:
– Моим первым спектаклем был «Город на заре» Арбузова. Про строителей Комсомольска-на-Амуре. Я тогда учился в девятом классе, но уже играл одну из главных ролей – мечтателя из Саранска. В конце спектакля мой герой погибал.
Так Гвардиян и играл во Дворце культуры Камвольного комбината, пока в 2012 году его – будущий Минский городской дворец культуры – не закрыли на реставрацию. 5 лет Александр не играл в театре. Был в сомнениях: стоит ли ему – уже взрослому мужчине – тратить время на привыкание к новому коллективу? Тем не менее любовь к театру победила, и он пришел в «Эхо». Первой его ролью стала роль хозяина двора в спектакле «Очень простая история».
– С тех пор эта роль стала одной из моих любимых, – признается артист. – Хотя, если честно, я все свои роли люблю примерно одинаково. Каждый герой приносит мне что-то новое, какой-то новый жизненный опыт. Любимая роль – это та, которую ты сейчас играешь. Лишь бы было кого играть.
Главное – счастье. Остальное решит театр
Чтобы играть в «Эхо», вовсе не нужно обладать какой-то искрометной харизмой или выдающимся талантом, уверяет Виктория Кислякова. Достаточно, чтобы человек приходил на репетиции с горящими глазами и заряжал этой радостью всех окружающих. Ведь они приходят в Дворец культуры ровно за этим же. Вот и Ольга с Александром на вопрос «почему вы любите театр» отвечают: «Потому что он приносит счастье». Поэтому, если ты умеешь радоваться и делиться радостью с остальными, тебе всегда найдется место на сцене.
– Зрители, которые пришли на прошедшую премьеру, могли заметить на заднем фоне в некоторых сценах актрис в брючных костюмах. Эти девочки пришли сюда несколько недель назад, когда все роли были уже распределены. Никаких новых героев в сценарии не было и не планировалось. Но мне девочки очень понравились своей открытостью и ответственностью, поэтому я предложила им хотя бы соприкоснуться с настоящим театром. Они согласились, поиграли и решили остаться. В следующем спектакле у них уже будут нормальные роли.
О том, какие люди останутся в театре, а какие – нет, решает сам театр. В этом Кислякова солидарна с предыдущим руководителем труппы. Точнее, решает коллектив театра. Новый артист должен не только приносить окружающим радость, но и быть ответственным, уметь работать в команде, слушать режиссера. Если этого не происходит, человек не срабатывается с коллективом и уходит сам. Часто получается и так, что новичок очень любит театр как зритель. Такие могут уйти из труппы, потому что за кулисами все это действо выглядит несколько иначе. Однако кому-то по душе оказывается именно эта сторона кулис.
– Понятно, что не все репетиции проходят гладко, не все мы приходим с работы в хорошем настроении. Все мы личности творческие, ранимые. А театр – это ведь работа с эмоциями, и порой их бывает тяжело сдержать. Тем не менее, ты каждый раз возвращаешься сюда, потому что все это преодолеваешь, выходишь на какую-то новую волну. Если ты такой, если ты каждый раз с нетерпением бежишь в театр, если тебе здесь хорошо, то ты тут нужен. Ты тут должен быть.
Посмотреть «Къ теории флирта» на сцене Дворца культуры профсоюзов можно будет 9 июня. Если же вы хотите посмотреть на сцену с другой стороны, то можете прийти на репетицию и попробовать свои силы. Контакты театра можно найти на сайте учреждения.
Никита ГРЕБЕННИКОВ