Наверх

Модное наследие. Традиции ткачества продолжаются в Беларуси

10 августа 2022

Ткать ткани вручную? Не бессмысленные ли это хлопоты, когда полки магазинов пестрят продукцией «Беллегпрома» разных стран на любой вкус? «Нет!» – уверены современные ткачихи. Более того, молодые белоруски не просто осваивают традиционное ручное ткачество на станках, но и стараются овладеть уникальными техниками региона.

Доказательство этому – растущее число участников конкурса традиционного ткачества «Палатняныя пераплёты», который проходит в рамках фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске». Форум окончен, но впечатления от знакомств остались.

Не прерванная традиция

В этом году свое мастерство показывали представительницы всех регионов страны. А с Брестчины, например, приехали представительницы ткаческой династии. Умения передавались от матерей к дочерям на протяжении как минимум пяти поколений. Сегодня в семье три поколения действующих ткачих.

Глава «клана» народных умелец – Нина Николаевна Козак. Она помнит, как ткали мама и бабушка. Кстати, сотканные ими полотна вместе с работами Нины Николаевны, ее дочери и внучки, мастерицы представили на выставке династии, которую организовали в рамках «Славянского базара-2022». Наверняка, традиция имеет более глубокие корни, ведь качественные полотна в цене были всегда.

– В Ганцевичском районе (а родом я из деревни Хатыничи) и сегодня есть традиция, к свадьбе наткать много рушников: на иконки, под каравай, хлеб и соль. А когда замуж выходила я, их нужно было еще больше. Когда приходили в сваты, всех женщин не просто повязывали рушником, а еще сверху добавляли пояс. Ткали рушники и для мужчин, но узоров на них было меньше, – рассказывает Нина Козак.

Женщина вспоминает, мама ткала и просто так, и для приданого. В семье воспитывались пятеро детей, двое из них – девочки. Ткали в основном зимой, летом хватало других хлопот. Собирались в самой большой хате. Именно в такой жили родители Нины Николаевны, размеры комнат позволяли не убирать ткацкий станок, он стоял в доме постоянно:

– Несколько соседок, как у нас говорят, «сосновывались»: собирались, покупали нитки и ткали одной, второй, третьей. В одиночку делать эту работу не просто: нужна помощь нитки намотать, а чтобы заправить станок, три человека требуется. Так друг другу помогали, да и дело веселее шло.

Маленькая Нина сначала была у мамы на подхвате, нитки мотать помогала, потом ткала белое полотно на четырех нитях. А однажды любопытная девочка задумала выткать узор сама. Попробовала – вышло. Так и стала полноценной мастерицей.

Уехав из родительского дома, девушка начала трудится на трикотажной фабрике в Пинске. Но в семье случилась беда, в возрасте 42 лет умер отец, на тот момент младшая Нинина сестренка только пошла в школу. Маме нужна была помощь, старшая дочь вернулась в родные Хатыничи. Там же вышла замуж.

– Когда в Ганцевичах открыли дом ремесел, меня туда стали звать на работу. Долго уговаривали, а я все не соглашалась, боялась не справиться, – улыбается мастерица. – Наконец рискнула, да так там на 20 лет и осталась. Сейчас на пенсии, но ткать продолжаю. Необходимости в этом нет, а любовь к ремеслу осталась.

«Заразилась» этой любовью и дочь Нины Николаевны – Наталья Рабцевич. Как когда-то и мама, начинала с белого полотна, потом осваивала все более сложные узоры. Умеет ткать и другая дочь мастерицы – Анна. Но она, по словам главы династии, этим не «горела»: выполнит задание, что мать дала, соткет белый отрезок той длины, о которой просили, и больше за станок не идет.

Внучка Саша, Наташина дочь, впервые взяла в руки бердо в возрасте 3 лет. Мастерица улыбается: когда ей привозили девочку на лето, можно было заправить бердо и идти на огород не волнуясь, пока нитки есть, малышка будет трудится и никуда не денется.

Александре уже 16 лет. И у нее все тот же упорный характер: если задумала выткать какой-то узор, никого не допустит, пока сама не разберется. А на это много времени и не надо, девушка все схватывает на лету, и в конкурсах участвует не первый раз. Бабушка признается, первое время волновалась, не будет ли внучка стесняться заниматься ткачеством. Но девушка переняла и усовершенствовала мастерство бабушки и мамы. А ее младшая двоюродная сестренка даже немного обижена: почему мама Аня не стала ткачихой.

На вопрос стоит ли сейчас в ее доме ткацкий станок, Нина Николаевна, улыбаясь, показывает три пальца. И заговорщицки признается:

– Сначала было два станка, а потом муж сделал маленький, специально для поездок. И так они ловко уместились в комнате возле телевизора. Я слушаю передачи и тку. На том станке, что на кухне стоит, заправлены половики. Это ткачество из лоскута, от него мусора много, потому и удобнее делать их не в жилой комнате, – поясняет мастерица. – Дочери ругаются, муж тоже. А чего ругаться, когда был полон дом детей, я скромнее была. А теперь говорю ему: «Обойдешь, танцевать мы тут не будем».

А вот у Натальи, которая живет в Барановичах, станка дома нет. В однокомнатной Барановичской квартире поставить его некуда. Да и работает женщина на швейной фабрике, не всегда хватает времени на любимое занятие. Но для семейного творчества не обязательно нужны громоздкие приспособления. Три поколения мастериц еще и вяжут, и вышивают.

– Используем наши аутентичные орнаменты, – говорит Нина Николаевна. – Я, к примеру, занимаясь вышивкой, отдыхаю. Ведь ткачество – это серьезная нагрузка на ноги, на связки. И руки болят. Но от традиции я не отказываюсь. И очень рада, что она продолжается.

Поставская соломка

Мастерицы из Поставского дома ремесел «Стары млын» Кристина Бресская и Елена Кривенькая не могут назвать себя продолжательницами традиции, которой уже не одно столетие. Но и в их творчестве есть своя «изюминка».

– Видите дорожку? Ей больше полувека, – говорит Кристина Бресская. – Не такой и солидный, на первый взгляд, возраст. Но уникальность в технике ткачества. Дорожку нашли на Поставщине в деревне Вештарты Новоселковского сельского совета. Мастерица соткала ее в 50-е годы прошлого века.

Соткано изделие так, что для основы использованы обычные нитки, а в качестве утка вплетали солому – не резаную, не чищеную, целыми прутками с коленцами. Скорее всего, такие дорожки ткали и выкладывали только на праздники, или использовали в храмах.

– В других регионах мы про такие дорожки и не слышали, да и у нас массово не встречали.  Потому это – наша ткаческая изюминка.

Теперь в Поставском доме ремесел активно фантазируют на тему найденной дорожки. Начали с малых форм – одежды для народной куклы. Кристина на ручном станке, чтобы не ломалась солома, ткет полотно. Вплетает соломенные прутики и в рисунок пояса, заправленный на бердо. Так сохранили технику, не потеряли ее. Женщины показывают кукол, одетых в ткани, вытканные по уникальной технологии, есть готовые пояса. Но продолжать в том же разрезе уже скучно, мастерицы планируют развиваться дальше, экспериментировать с соломой разной толщины. И, возможно, вернуть к жизни когда-то забытую уникальную поставскую традицию.

Виктория ДАШКЕВИЧ

Фото автора

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
23 ноября 2024 22 ноября 2024 21 ноября 2024 20 ноября 2024
Все новости