Стиль жизни

На новом месте с прежним укладом: шведы реализуют беспрецедентный проект по перевозке целого города

Шведский город Кируна находится на 200 километров севернее полярного круга, и уже в середине декабря погружается в полярную ночь.

Условия жизни здесь непростые, но люди населяют это место уже более 100 лет – с тех пор, как у горы Кируновара было открыто одно из крупнейших в мире месторождений железной руды. Основанный неподалеку поселок со временем вырос в 20-тысячный город.

Железную руду тут добывают ежедневно, без выходных. В сутки выходит почти 75 тысяч тонн, а это 90% всей руды, добываемой в Европе. За 2018 год прибыль шведской компании LKAB, ведущей разработку, составила 492 млн евро. Рабочие тоже не жалуются: их зарплата составляет около 4 500 евро в месяц.

Однако недавно Кируна столкнулась с большой проблемой. Дело в том, что шахтеры работают на глубине 1 365 метров, а железорудная жила залегает под углом в 60 градусов. Из-за возникающих при добыче пустот оседает грунт и ослабляется инженерная структура зданий. А в 2003 году в земле образовалась трещина, которая с каждым годом становилась все шире и все ближе к городу – Кируна рисковала провалиться в ту самую шахту, которая дала ей жизнь. Поэтому в 2004 году был разработан план по перемещению населенного пункта из опасной зоны.

Сначала Кируну решили перенести на 3 километра западнее к подножью Лососиной горы, но предположив, что и там может залегать железная руда, выбрали место в 4 километрах восточнее.

Горожанам предложили 3 варианта на выбор: переезд на новую квартиру, выкуп жилья по рыночной цене плюс 25% или, если это возможно, перевоз дома в новый город на специальном трейлере. Все расходы взяла на себя компания LKAB: согласно шведскому законодательству, шахта должна компенсировать нанесенный ею структурный ущерб.

Масштаб проекта беспрецедентный. Несколько десятков зданий переместит компания Cars. Ее специалисты утверждают, что это дешевле, чем сносить их и строить новые. Они перевезут административные и культурные здания, среди которых пожарная часть, медпункт, радиостанция.

Сначала строения отключат от линии электропередач и других коммуникаций, демонтируют трубы, подвал и фундамент. Затем в образовавшиеся пустоты вставят поддерживающие сваи и при помощи гидравлических прессов, стальных рельсов сооружение поднимут и перенесут на платформу трейлера. Затем мощный грузовой тягач медленно доставит дом на новое место, где его выгрузят, установят и снова подключат ко всем коммуникациям.

Среди самых важных строений, которые ожидают переезда, – большая деревянная церковь, возведенная более ста лет тому назад. Перевозить храм целиком будут в 2025 году, но сначала там демонтируют орган и перенесут церковную утварь. Не забудут и о тех, чей прах упокоился в этой вечной мерзлоте. Сейчас по всей Швеции ищут родственников умерших людей, ведь без их согласия перемещать урны с останками нельзя. Могильные захоронения перенесут на новое место в виде ледяной глыбы.

Безусловно, переедут не все здания из старого города. В 2019 году, например, была снесена кирпичная ратуша. Из-за габаритов и особенностей кладки ее транспортировка оказалась невозможной. От здания сохранили лишь дверные ручки в виде магических барабанов местных жителей – саамов. Новая ратуша – круглое белое здание из итальянского гранита и алюминия стоимостью 56 миллионов евро – уже построена. Рядом с ней установят старинную башню с часами, которые продолжат отсчитывать время в новой заполярной Кируне.

Сергей КИРИК

Фото из открытых интернет-источников

Контакты
Адрес:
220126, г. Минск,
пр.Победителей, 21
Телефон/Факс:
+375 17 328 49 67
Время работы:
ПН-ЧТ: 08:30 – 17:30
ПТ: 08:30 – 16:15