Напортачил – отвечай. Как пережить «разбор полетов» у начальника?
01 марта 2021
Пресловутое «не ошибается тот, кто ничего не делает» не всегда успокаивает, когда речь идет о серьезном просчете на работе. Рассказываем, как сообщить о промахе руководителю, пережить при этом минимальный стресс и даже вынести из ситуации что-то полезное для себя.
- Сообщайте шефу об ошибке лично. Не надейтесь, что оплошность никто не заметит и все уладится само собой. Если ваш просчет имеет последствия, идите к начальнику и рассказывайте ему об этом – как говорится, повинную голову меч не сечет. Откровенное признание вряд ли вызовет сильный гнев с его стороны, а если и вызовет, то неприятный разговор произойдет с глазу на глаз, а не в присутствии коллег. Кстати, понимающий босс оценит ваш поступок: поймет, что его подчиненный – ответственный и сильный человек, который переживает за дело.
- Заранее смиритесь с мыслью о наказании. Подумайте о том, что вам грозит, – выговор, лишение премии, переработка? Когда мысленно вы переживете наказание, то получать его на деле будет не так страшно и обидно.
- Признавайте свою вину, но не отвечайте за чужие недочеты. Если начальник собрался повесить на вас всех собак, убедите его, что он не прав. Напомните боссу: вы согласны нести ответственность за ошибки, но лишь за те, что допустили сами. Не стоит заниматься самобичеванием. Этим и делу не поможешь, и снизишь свой авторитет в глазах коллег. Если есть необходимость поплакать и побиться головой о стену, сделайте это без свидетелей.
- Ведите себя достойно. В разговоре с начальником используйте фразы «Я сожалею, что допустил ошибку», «Вы имеете полное право на меня сердиться», «Я понимаю, к каким последствиям привел мой недочет». Говорите спокойно, не тараторьте, обращайтесь к руководителю по имени-отчеству. Вместе с этим позвольте ему побушевать. Слова «Не стоит так волноваться» и «Успокойтесь, пожалуйста» лучше оставьте при себе.
- Предложите решения проблемы. Объясните, как вы собираетесь исправлять ошибку. В этом случае начальник будет вынужден переключиться с эмоций на деловой разговор. Продумайте, что нужно сделать, чтобы подобное не повторилось.
- Не пытайтесь загладить вину дополнительной нагрузкой, если не уверены, что справитесь с ней. Такое желание возникает у многих сотрудников. В результате шанс совершить повторный промах вырастает в разы. Не поддавайтесь этому порыву – делайте то, что раньше, но при этом будьте более внимательны и требовательны к себе.
- Воспринимайте ошибку как полезный опыт. Ведь если вы ее допустили, значит, что-то делали не так. Проанализируйте ситуацию, найдите причины, которые привели к неудаче, постарайтесь устранить их. И еще: посмотрите, как на ваш промах отреагировали коллеги. В коллективе-команде, где вас не только ценят, но и любят, сослуживцы обязательно придут на помощь, поддержат словом и ни в коем случае не позволят себе глумиться над вами.
Подготовила Анна КАСЮДЕК
Фото из открытых интернет-источников