Наверх

«Не хлебом единым»: мастерица из Литвы считает свое хобби не менее важным чем работа

18 октября 2019

Лаймутэ Федосеева преподает в университете технологию изготовления рекламы и все медиа. А еще она – хорошо известный в Литве мастер вытинанки. «Я даже не знаю, что отнимает больше сил и энергии, – мое хобби или работа», – признается она.

Витебчан со своим творчеством Лаймутэ познакомила во время фестиваля искусств «Славянский базар». А на родине она не только создает стильные картины и открытки, но и проводит терапевтические занятия.

– Я делаю работы маленькими ножницами с прямыми концами, – рассказывает мастер. – И никогда не готовлю эскизы. В этом есть своя прелесть. Помните, мы все в детстве вырезали снежинки. Просто так, наугад. А потом раскрывали их и удивлялись причудливым узорам. Так я делаю и сейчас: беру лист бумаги, ножницы и режу по белому. На латыни это называлось sine cera, то есть «без воска». Когда в Древнем Риме создавали статую и что-то не получалось, это место зачищали пластичным продуктом пчеловодства. А если выходило чисто, говорили, что скульптура без воска. Так вот мои работы тоже «без воска».

Ажурные ангелы и «веселые» деревья

Любимые образы для картин – ангелы и дерево жизни. Они получаются разными – каждый со своей «изюминкой», иногда с тонким юмором и даже иронией. Но это не значит, что классические сюжеты Лаймутэ игнорирует: работы художницы украшают монастыри и костелы Литвы.

– Однажды я вырезала 14 стояний католического богослужения Крестного пути. И здесь мне понадобились эскизы. На картоне рисовать невозможно, поэтому я делала наброски на бумаге, а потом резала через нее, – вспоминает мастер. – Все, кроме трех, во время работы рассыпались. Среди сохранившихся – встреча матери с Иисусом.

Тогда у Лаймутэ не поднялась рука выбросить эскиз. А когда в семье случилось большое горе – ушел из жизни сын, она создала триптих, который назвала «Крестный путь матери»: сохранившиеся рисунки дополнила женскими буднями. Закончив работу, мастерица поняла: в доме ей будет тесно. Да и родителям видеть триптих оказалось слишком больно.

– Я позвонила в монастырь и попросила: «Матушка, примите». Настоятельница согласилась. И сейчас «Крестный путь матери» висит в зале для реколлекций.

Вырезала Лаймутэ и вертеп для костела. Когда предложила епископу выполнить эту работу, тот несколько усомнился: кукольного театра в храме никогда не было, тем более такого необычного. Но, увидев работу, осветил ее, а в следующем году предложил продолжить.

Еще одна особенность творческого почерка Лаймутэ в том, что она крайне редко работает ножом – практически всегда использует ножницы. Но был случай, когда ей пришлось делать вытинанки длиной 4,5 метра. На такой площади маленькие ножнички оказались бессильны.

– У меня была юбилейная персональная выставка, – вспоминает мастерица. – Под нее отвели огромный зал Национальной библиотеки. А там высота потолков 4,5 метров. Мне захотелось изменить пространство, убрав середину в куб. Так и пришла идея сделать 4 огромные вытинанки. Правда, потом поменяли помещение и они не поместились. Что ж, человек планирует, а Бог смеется.

Как лечит искусство

Своим искусством Лаймутэ помогает людям побеждать болезни. С тремя другими художниками – мультипликатором, живописцем и вязальщицей она принимала участие в проекте «Выздоравливаем в творчестве». С сентября по декабрь дважды в неделю мастера ездили в Друскининкай, где в одном из детских санаториев живут мальчики и девочки с очень сложными диагнозами.

– С этими детками мы и проводили занятия, – поясняет собеседница. – И где-то через месяц учителя стали спрашивать: «Что вы с ними делаете? Они становятся усидчивее, научились ждать результат». Я рассказала педагогам, что вырезание из бумаги можно интегрировать в любой предмет – от математики до географии. Некоторые учителя, к слову, так и сделали.

По словам мастера, центры, отвечающие за мелкую моторику и речь, находятся рядом в головном мозге. И когда воздействие оказывается на один из них, автоматически раздражается и другой: дети лучше развиваются, улучшается память, появляются новые связи между полушариями. Но польза от такого творчества очевидна не только для детей.

– Я сотрудничаю с музеем в Калининграде, – приводит пример Лаймутэ. – На моих занятиях там бывает много людей. А однажды пришла женщина, которая перенесла инсульт. Руки трясутся, говорить не может. Я подумала: «Что же мне с ней делать?» Предложила просто рвать бумагу, потому что ножницы в руки она взять не могла.

Через год мастерицу снова пригласили в Калининград.

– Не планировала мастер-класс, но мне сказали: «Ваша ученица каждый вторник приходит и спрашивает, когда же вы приедете». Я прекрасно знала, что значительных изменений в состоянии больного после инсульта можно добиться примерно за полгода. Потом результат возможно только сохранить – улучшить не выйдет. И я волновалась за женщину, которая так стремилась освоить технику вытинанки.

Каково же было удивление мастера, когда ее встретила старая знакомая с практически восстановленной речью и хорошей моторикой. Оказывается, она занималась вырезанием ежедневно по 2–4 часа. К встрече с Лаймутэ она готовилась: принесла свои работы, которые оказались весьма достойными.

До новой встречи!

На фестиваль «Славянский базар» мастер всегда приезжает с удовольствием, несмотря на то, что торговля картинами в праздничном Витебске идет не так бойко, как хотелось бы.

– Конечно, я зарабатываю на жизнь не вытинанкой, а преподаванием в университете. Но и это – не просто хобби, а серьезная параллельная жизнь. Кроме того, я очень люблю Беларусь и белорусов. Ваши люди очень искренние и добрые, здесь чувствуешь себя как среди хороших друзей. И в таких случаях заработок совсем не важен. Такие поездки – это общение. Я встретилась с мастерами вырезки, нашла новых друзей. Мне жаль тех, кто не видит прелести в этом. Ведь не хлебом единым, – заметила Лаймутэ Федосеева.

Виктория ДАШКЕВИЧ

Фото автора

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
19 апреля 2024 18 апреля 2024 17 апреля 2024
Все новости