«Не везде есть место для нас»: вегетарианцы о своем выборе и трудностях адаптации
В Беларуси приверженцев такой системы питания все еще считают «модными» и до конца не осознают, что этот образ жизни давно перестал быть феноменальным. Особенными остаются только истории, которые случились с героями нашего материала и стали их краеугольным камнем в выборе нового пути. Мы поговорили с ними о жизни «до» и «после» вегетарианства, а также порассуждали о том, почему белорусы до сих пор не могут открыть свой мир для этого движения.
Анна, 20 лет
«Райские условия для вегетарианцев – редкость»
Встретить в магазине Анну – значит, увидеть в ее руках полную «веганскую» корзинку: фрукты, овощи, орехи и крупы на любой вкус. Семье и друзьям девушки по сей день сложно представить, что когда-то она, фанатка правильного питания, могла съесть за день 3 куриные грудки и килограмм творога. Уже три года Аня не употребляет в пищу мясо и другие продукты животного происхождения и не устает признаваться самой себе, что это – лучшее решение в ее жизни:
– Все началось с классического молодежного досуга – просмотра видео на YouTube. Наткнулась на подборку роликов о вегетарианстве, посмотрела – зацепило. Начала интересоваться с научной стороны: перечитала массу информации о строении организма, функциях кишечника, связи продуктов с раковыми заболеваниями, болезнями сердца, склерозами. Словом, изучала все моменты, которые были актуальны для моей семьи. И призадумалась.
Следующим утром Анна позавтракала кашей на молоке, включила фильм «Земляне» о жизни животных в условиях заключения, после которого проплакала полтора часа в обнимку с котом. Тогда-то и пришла к жесткому решению – больше никогда не употреблять животную пищу.
Аня признается, что поначалу было сложно. Родители приняли это с выраженным неодобрением, в том числе бабушка, с ужасом осознавшая, что внучка больше не собирается прикасаться к приготовленным с любовью котлетам. Молодой человек вообще не собирался адаптироваться к решению Анны и в буквальном смысле силой заставлял ее есть, как раньше.
– Сейчас родители на семейных встречах с гордостью говорят о моем питании, – признается девушка. – Нынешнему молодому человеку я боялась сказать о своих предпочтениях, не знала, как отреагирует. Указала в профиле в Инстаграм – «веган», он сам и поинтересовался (улыбается). Поддерживает и разделяет мои взгляды, хотя окончательно не смог перейти на эту систему питания: иногда вне дома может съесть курицу или же я приготовлю ему яичницу. Компромисс – залог успешных отношений, мне в этом плане повезло (улыбается).
Со временем Аня полностью перестроила свой образ жизни: перестала покупать изделия из натуральной кожи, бытовую химию и косметику, в составе которых присутствуют продукты животного происхождения.
Недавно девушка посетила Германию и сразу же почувствовала другой уровень: в свободном доступе больше продуктов, промаркированных «вегетарианскими» значками. Изобилуют места, которые очаровывают своим «экзотическим» меню, повара готовы приготовить блюдо по индивидуальному заказу, а окружающие воспринимают это как обычное питание обычных людей.
– У нас такие райские условия для вегетарианцев – редкость: из-за неосведомленности многие считают нас «особенными», распространяющими свои «безумные» идеи, – считает Анна. – Я придерживаюсь ненавязчивого активизма в этом плане (улыбается): могу запостить что-нибудь по теме на страничке, ответить на вопросы, но свою точку зрения не навязываю.
В то же время девушка отмечает, что теперь и в ресторанах официанты с готовностью советуют вегетарианские блюда, а знакомые делятся знаниями об открывшихся заведениях с такой кухней.
Анна считает, что стала более мягкой, спокойной, а еще научилась готовить сотню новых блюд и не думает останавливаться: питаться можно вкусно, полезно и интересно. Со временем планирует запустить свой YouTube-канал и помогать вегетарианству развиваться в нашей стране.
Никита, 18 лет
«Белорусы почему-то считают вегетарианцев какими-то крутыми ребятами»
Знаете, какое самое страшное наказание для нашего следующего героя? Сидеть на месте. Желание пробовать что-то новое преследует Никиту с детства. И молодому человеку под силу всё: выучить языки, исследовать незнакомые города и страны, сменить место учебы в поисках своего призвания и… убрать мясные продукты из своей жизни.
– Моя вегетарианская история началась с поступления в университет в Польше, – рассказывает молодой человек. – Кроме занятий по специальности, у нас был курс экологии, и я просто ужаснулся: как беспощадно мы губим планету. К примеру, чтобы переработать 100 кг мяса, нужно около 100 л воды, в то время как такая же масса растительного сырья требует лишь 40 литров. Вы знали это? Я – нет. Таким образом, животноводство исчерпывает природные ресурсы Земли и ставит под угрозу целостность озонового слоя. Избежать этого просто: нужно отказаться от употребления мяса. Не зря же изначально человек питался только растениями, а к употреблению мясного перешел лишь с наступлением холодов. Поэтому я решил изменить себя именно из экологических взглядов, а не этических.
Сказано – сделано. После новогодних праздников Никита начал новую жизнь, где мясные продукты, как и Дед Мороз, волшебным образом исчезли. Такое решение далось легко парню, но не его родным.
– Мама и бабушка пришли в ужас, но спорить со мной было бесполезно, тем более организм принял «нововведения» спокойно. Видимо, мясо ему и не нужно было. Однажды родители любезно предложили съесть тушеные овощи. Открыл крышку сковородки, а там – печень. Так они хотели заставить меня питаться правильно, но прослушали небольшую лекцию и больше не пытались, – улыбаясь, вспоминает Никита.
Он признается, что дома перейти на новый тип питания было бы невозможно по ряду причин. Во-первых, близкие транслируют типичную мысль: мол, тебе конец от твоих диет. Во-вторых, кухня «оккупирована» мамой. В-третьих, одиночество во взглядах на жизнь:
– В моем окружении, к сожалению, изначально не было людей, которые смогли бы разделить со мной стремление к сохранению экологического здоровья нашей планеты. Поэтому «зависал» на форумах и читал литературу. Но со временем все изменилось, и я увидел важную для себя вещь: друзья и знакомые вдохновляются моим примером и начинают разделять мои взгляды. Это не круто ли, что парень в 18 лет может повлиять на чью-то жизнь?
Вегетарианство открыло для Никиты новый мир здоровой пищи и мастерства ее приготовления. Он отмечает, что его вкусовые рецепторы стали очень чувствительными, и каждый кусочек пищи доставляет ему истинное наслаждение. От молочных продуктов Никита, дикий фанат сыра, отказаться пока не может, но собирается найти им альтернативу.
Молодой человек считает, что Беларусь открыта для вегетарианства: налажено растительное производство, причем на очень хорошем уровне. Он даже отмечает превосходство белорусских овощей и молока над польскими. Но с грустью отмечает, что найти какой-нибудь продукт у нас иногда проблематично, что приводит к однообразию рациона.
– Белорусы почему-то до сих пор считают вегетарианцев какими-то крутыми ребятами, – недоумевает Никита. – В Польше этим никого не удивишь. Основная проблема, на мой взгляд, в том, что многим не хватает истории, которая заставила бы кардинально поменять жизнь в пользу вегетарианства. Его выбор зачастую приходится на «хайп».
Вдохновляет молодого человека и то, как в Польше популяризируется сортировка мусора, вводятся в обиход электронные машины и солнечные батареи, закрываются заводы, которые выбрасывают тонны парникового газа в атмосферу.
– Когда увлечение экологией станет так же популярно в Беларуси, то большой результат не заставит себя ждать: из простого увлечения вегетарианство станет образом жизни для тысяч людей, – уверен наш герой.
Анастасия, 21 год
«Приобрести какой-нибудь артишок обычный белорус может позволить себе лишь к новогоднему столу»
Если бы у вегетарианцев были свои соревнования, то позолоченные лавры победителя в номинации «Самый толерантный» однозначно украсили бы голову Насти, которая от чистого сердца всегда желает друзьям-мясоедам приятного аппетита:
– Я только «за», если они слопают лишний бургер. Главное, чтобы все остались сытыми и довольными! В школе вообще присылали мне фотографии шашлыка – и нормально, живем спокойно (смеется).
Такую позицию Настя занимает уже 8 лет. Еще будучи школьницей решила: мясным продуктам нет места в ее жизни. Яйца она перестала употреблять и того раньше: когда в обычном магазинном яйце обнаружила мертвого цыпленка. Эту психологическую травму девушка преодолеть не смогла до сих пор.
– Мой организм по своей сути не мясоед, – поясняет Анастасия. – С детства мне не нравился вкус любого мяса, а особенно «свежего» – деревенского. По сей день не понимаю почему. А как-то увидела, как зарезали поросенка… В тот момент внутри меня окончательно «умерло» доброе отношение к мясным продуктам.
Насте повезло: организм ее решение понял, принял и закрепил. Мяса не требовал, на молочные продукты реагировал нейтрально. Правда, проблем со здоровьем избежать не удалось, но это уже из-за «бестолковых подростковых диет», как заявляет сама девушка:
– Как худеют подростки? Очень просто – ничего не едят. Правда, это играет злую шутку с организмом. Поэтому советую всем: хотите что-то поменять в своем рационе, проконсультируйтесь с врачом-диетологом. Особенно, если хотите отказаться от мяса.
Поэтому Настя скептически относится к различным вегетарианским блогам и не верит советам «сведущих». Главный ее принцип – слушать свой организм и делать так, как он просит. А лучше – обратиться к специалисту:
– Белорусам не хватает элементарной образованности в сфере питания, а для вегетарианцев и вовсе не везде есть место. Я бы рекомендовала запустить в школах небольшой спецкурс об этом, как делают в Европе, чтобы дети знали, что они едят, что содержится в продуктах, как потребление отражается на организме и умели найти полезную альтернативу. К примеру, хочется выпить молока, но аллергия на лактозу – соевое к вашим услугам. Прививание культура правильного питания – вот залог успеха.
Анастасия уже около 2 лет живет в Санкт-Петербурге, и найти нужные продукты не составляет труда. В Беларуси же она видит завышенные цены на вегетарианскую продукцию и с улыбкой отмечает, что приобрести какой-нибудь артишок в больших количествах обычный белорус может позволить себе лишь к новогоднему столу.
– Заменить обычное молоко миндальным – удовольствие недешевое, – говорит Настя. – Да и неплохой квест для тех, кто не живет в столице (улыбается). В Европе с этим проще, она более открыта для любых экспериментов в питании: и цены доступные, и продукты не стоит искать по всему городу. Надеюсь, что со временем такой естественный подход к питанию и образу жизни приживется и в наших краях.
Наталья ДАВЫДОВА
Фото из личных архивов героев и открытых интернет-источников