Стиль жизни

Нидерланды: страна, где все крутят педали

Как велосипед стал главным средством передвижения всей нации.

В Нидерландах на доступном, удобном и понятном велосипеде ездят все: дети и старики, рабочие и служащие, политики и безработные. Даже члены королевской семьи выбирают велосипед.

Кстати говоря, мода на велосипед в Нидерландах появилась благодаря королеве Вильгельмине, увидевшей это транспортное средство в Австрии в 1897 году. Правда тогда ездить по улицам Гааги королеве не позволяла ее мать, считая это опасным. Лишь после смерти родительницы в середине 1930-х годов, к Вильгельмина стала ездить по улицам города, подавая пример соотечественникам.

Традицию продолжила и ее дочь – королева Юлиана, которая на велосипеде часто наведывалась к жителям городов и сёл, чтобы узнать, как живет простой народ. Даже своего избранника князя Бернхарда Липпе-Бистерфельдского, королева представила голландцам во время их совместной велопрогулки по улицам Гааги.

Монаршую традицию продолжила и королева Беатрикс. Насколько хорошо она это делала можно судить по бронзовой статуе, установленной по соседству с велодорожкой в городе Реден, где Ее Величество представлена верхом на велосипеде. Деньги на памятник голландцы собирали всей страной.

Велосипед для голландцев не только транспорт, но и символ свободолюбия и прагматизма. Велосипедисты в Нидерландах не носятся по тротуарам среди пешеходов и не мешают автомобилистам. В этой стране им отведено особое место – «fietspad», двухполосная велодорожка. Только у центрального вокзала Амстердама 10 тысяч парковочных мест для велосипедов.

Когда маленькому голландцу исполняется 12 лет, он переходит из начальной школы в среднюю, а родители покупают ему взрослый велосипед, на котором он самостоятельно ездит на учебу. В Нидерландах так делают все, в том числе и наследница престола принцесса Катарина-Амалия, которая учится в обыкновенной школе.

Мировой столицей велосипедистов жители Нидерландов называют город Гронинген. Здесь каждое утро 50 тысяч студентов, а это четверть населения города, едут в местный университет на велосипедах. А если добавить еще и местных жителей, спешащих на работу… На узких улочках города припарковать велосипед не проблема – это ведь не автомобиль. В Гронингене на светофорах сенсоры с датчиками дождя сокращают время ожидания, а велосипедисты имеют право пересекать дорогу по диагонали.

Велосипед — еще и безопасный вид транспорта. Если 50 лет тому назад на дорогах Нидерландов ежегодно погибали более 3 тысяч человек, то сегодня 600. Когда в 1971 году в ДТП с автомобилями погибло более 450 детей, по всей стране люди стали протестовать, требуя запретить въезд машинам в спальные районы.

Интересно знать:

  • Общая протяженность велодорожек в Нидерландах – 35 тысяч километров, в Амстердаме – 767 километров. 
  • В стране, где проживает 17 млн человек, 22 млн 300 тысяч велосипедов, то есть на каждого жителя по 1,3 двухколесного коня.
  • К услугам велолюбителей 140 магазинов. Более 70% поездок жители крупнейших городов – Амстердама и Гааги совершают на велосипеде.
  • Голландцы ежегодно покупают более 900 тысяч велосипедов.
  • Ежегодно правительство Нидерландов тратит 400 миллионов евро на расширение инфраструктуры для велосипедистов.

Голландцы не изобретали велосипед, но они сделали его национальным видом транспорта, чтобы дружно, всем вместе крутить педали.

Сергей КИРИК