Николай Судзиловский. Необычная судьба удивительного человека
В 1901 году на Гавайских островах произошло любопытное событие: первым президентом Сената и фактическим главой государства был избран Николас Руссель.
Местные жители хорошо его знали и называли Каука-Лукини, что значит «русский врач».
Настоящее имя этого человека было Николай Константинович Судзиловский. История его жизни удивительно драматична, мало кому выпадало столько пережить на своем веку.
Как врач Судзиловский известен научными работами в области хирургии и методов лечения туберкулеза и глазных болезней. Как географ он открыл несколько островов в центральной части Тихого океана. Его описания Гавайев и Филиппин вошли в хрестоматии и учебники. Он знал восемь европейских языков, а еще японский и китайский.
Николай Судзиловский родился в 1850 году в Могилеве, отец его был секретарем Могилевской палаты гражданского и уголовного суда. Когда Николай учился в Могилевской мужской гимназии, он читал статьи А. Герцена, В. Белинского, Н. Чернышевского. Его привлекали народовольцы. С того возраста идеалы борьбы за народное благо стали смыслом его жизни.
В 1868 году Николай с золотой медалью окончил гимназию, поступил на юридический факультет императорского Санкт-Петербургского университета. Вскоре он принял участие в выступлении студентов против закона об усилении полицейского надзора, после чего был вынужден оставить столицу и перевестись на медицинский факультет Киевского университета.
Вдохновленный революционными идеями, Николай Судзиловский основывает Киевскую коммуну и начинает, как тогда говорили «хождение в народ». Не закончив пятого курса университета, весной 1874 года он отправляется работать конторским служащим на железнодорожную станцию Покровск Саратовской губернии. Работает Николай прилежно, но регулярно приносит на станцию запрещенные царской цензурой газеты, брошюры, книги и читает их рабочим станции и крестьянам местной слободы. Через некоторое время он попадает под подозрение полиции, и уезжает к брату в город Николаевск Херсонской губернии, где устраивается фельдшером в больницу.
Но это был только первый этап планов народовольцев. Вскоре его переводят в арестантское отделение больницы, для помощи в побеге политических. Побег не удался, а Судзиловскому пришлось нелегально покинуть страну. Он переезжает в Швейцарию. В 1875 году в Женеве он женится на Любови Савич и вместе с ней переезжает в Англию. В то время Лондон был прибежищем многих революционеров. Там Николай Судзиловский познакомился с Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом, обсуждает с ними идеи всеобщего равенства и освобождения труда.
Когда в апреле 1876 года в Болгарии началось восстание против турецкого гнёта, Николай Судзиловский отправляется на помощь восставшим. Он закупает для них оружие, хранит его и как врач находится в отряде повстанцев. Однако восстание было быстро подавлено, Судзиловский был вынужден бежать в Румынию.
В университете Бухареста он завершает образование на медицинском факультете и получает диплом врача на имя Николас Руссель. В 1877 году, в 27 лет Николай защищает докторскую диссертацию по теме «Об антисептическом методе лечения в хирургии» и становится главным врачом больницы Бухареста. В это время идет русско-турецкая война, Румыния – союзница России, раненные русские солдаты поступают в румынские госпитали, где Судзиловский их лечит по-своему. За уникальный метод антисептического лечения, румынское правительство награждает Николая Судзиловского золотой медалью.
Кроме медицины, он участвует в социал-демократическом движении. Этим заинтересовалась румынская полиция. В 1881 году Судзиловского сначала отправляют в ссылку, а затем и арестовывают. Месяц он проводит в тюрьме. Его выдачи добивается Российская империя, обвиняя его в покушении на царя Александра II и распространении революционной пропаганды. Румынские власти высылают Николая Судзиловского из страны, без паспорта, посадив под охраной на французский пароход, следующий в Стамбул. Там его уже ожидали турецкие полицейские и российские агенты. Но капитан французского парохода отдал Судзиловскому свой мундир и тот беспрепятственно прошел мимо полицейских патрулей.
Несколько лет Николай Константинович живет в Париже и Берлине, где занимается наукой и медициной. Не выдержав жизненных перепутий, жена оставляет его и уезжает в Россию, а Судзиловский в 1887 году отправляется в Америку. Сначала он живет в Нью-Йорке, а затем переезжает в Сан-Франциско. Здесь Николай становится известным практикующим врачом и женится на Леокадии Шебеко.
Кажется, сама судьба избавляет его от опасностей, но он привык сам выбирать свой путь. Судзиловский начинает критиковать и Америку. Он писал: «Штаты представляют государство, основанное на крайнем индивидуализме, они – центр мира, и мир и человечество существуют для них лишь настолько, насколько они необходимы для их личного удовольствия и удовлетворения… Опираясь на всемогущество своих капиталов, как грецкая губка, как раковая опухоль, всасывают они в себя все жизненные соки из окружающей жизни без пощады».
Критикует он и деятельность местного православного епископа. После громких скандалов ему пришлось покинуть Сан-Франциско.
В 1892 году, имея американский паспорт в кармане, он отправляется на Гавайские острова, нанявшись на пароход судовым врачом. В то время это было независимое королевство, но настоящим хозяином там была Америка.
Николай Руссель сразу полюбил эту землю в середине Тихого океана и решил поселиться на Гавайях. Он арендует большой участок земли и вместе с женой обрабатывает его, разводит кофе, фрукты, строит большую усадьбу. Николай пишет письма своим родным и близким, рассказывает о здешнем крае и приглашает их на жить на Гавайи. Из разных концов Российской империи на Гавайи переселились около 60 семей.
То, как американцы эксплуатируют коренных жителей Гавайев, канаков, возмущало Николая Константиновича. Куака-Лукини («Русский доктор») не только лечил туземцев, но и рассказывал им о беззаконии, которое творится на их родине. Когда в 1892 году американцы решили создать на Гавайских островах республику и образовали там демократическую и республиканскую партии, доктор Руссель возглавил «Партию самоуправления». Спустя несколько лет, в 1901 году уроженец Могилева Николай Судзиловский (Руссель) был избран на пост главы государства.
На Гавайях сразу было отменено рабство, началось строительство больниц и школ, коренные жители получили политические права и свободы, страна взяла курс на полную независимость от США. Это не понравилось «большому соседу», американцы тут же начали действовать. Несколько сенаторов от «Партии самоуправления» были подкуплены, и уже через год Николай Руссель был вынужден уйти со своего поста. Гавайские острова попали в полную зависимость от США.
Пришлось уехать в Китай. В Шанхае Судзиловский решил создать вооруженный отряд, отправить его в Россию и освободить политических заключенных, находящихся в каторге. Из этой идеи ничего не вышло, однако Николай не опустил руки. Он возвращается на Гавайи, продает там свое имение и вскоре после начала русско-японской войны едет в Японию. Там, среди русских военнопленных, он готовит сорок тысяч революционно настроенных добровольцев, чтобы переправить их в Россию и по Транссибирской магистрали двинуть их на Москву. Однако эти планы стали известны царской охранке и от них пришлось отказаться.
Судзиловский поселился в Нагасаки, выписывал российскую прессу, переписывался со Львом Толстым и Максимом Горьким. Он много путешествовал, писал научные статьи, открыл на Филиппинских островах больницу и библиотеку.
Когда в 1917 произошла Октябрьская революция, он принял ее с радостью и написал письмо Ленину. Как ветерану революции Совет народных комиссаров назначил Судзиловскому пенсию в размере 100 золотых рублей, его звали на родину. Но вернуться было сложно, Судзиловский был женат на японке Охара, у которой было два сына от прежнего брака, он сильно привязался к ним и не мог оставить. Николай Константинович писал на родину друзьям: «Назрело время, когда мне пора закончить свое кругосветное путешествие возвращением домой…».
Он интересовался жизнью в СССР, в Беларуси, планировал даже написать статью для журнала «Полымя». В 1930 году в возрасте 80 лет, Николай Судзиловский написал своим родным о том, что возвращается, однако случиться этому было не суждено. В дороге он заболел воспалением легких и умер на вокзале в китайском городе Чунцын.
Жизнь этого человека была наполнена невероятными поворотами судьбы. Возможно его поступки и действия были не совсем логичными и авантюрными, но в истории ему удалось оставить свой след.
Сергей КИРИК
Фото из открытых интернет-источников