Очередной конец света наступит 6 мая 2022? Узнали, какова вероятность столкновения опасного астероида с Землей

30 марта 2022

Все большую популярность в мировых СМИ набирает тема астероида, который может столкнуться с Землей уже этой весной. Ученые полагают, что данное небесное тело – самое опасное со времен динозавров. В космическом агентстве NASA отмечают, астероид размером с пирамиду в Гизе летит к Земле прямо сейчас, вероятность его столкновения с нашей планетой очень высока. Катастрофа может произойти уже 6 мая 2022 года. Портал 1prof.by решил разобраться, стоит ли волноваться за будущее человечества.

Американское космическое агентство опубликовало информацию об опасном небесном объекте: астероид получил обозначение JF1, размер его около 128 метров. Прежде чем начинать бояться, разберемся, что такое астероиды и какую опасность для жизни людей они представляют. Известно, что твердые каменистые тела вращаются вокруг Солнца, повторяя поведение планет. Астероиды нельзя называть планетами из-за небольших размеров. Ученые причисляют их к категории «малых тел Солнечной системы».

Образовались астероиды около 4,6 млрд лет назад, однако открыты они были только в 1801 году и то случайно. Итальянский астроном и священник Джузеппе Пьяцци обнаружил большой астероид и назвал его Церерой в честь римской богини плодородия. С тех пор ученые стали регулярно находить астероиды: ко второй половине XIX века ученые насчитали 100 астероидов, к 1981 – более 10 тыс., а сейчас их зафиксировано свыше 800 тыс.

Ученые считают, что падение астероида около 66 млн лет назад привело к вымиранию динозавров. Предположительно, тот астероид приземлился в районе современной Мексики. Большинство земноводных животных погибли в течение нескольких часов или дней после падения небесного тела из-за резкого повышения температуры окружающей среды.

В настоящий момент большинство астероидов Солнечной системы находятся в главном поясе астероидов – между орбитами Марса и Юпитера. В нем циркулирует более 200 астероидов диаметром более 100 км, от 1,1 млн до 1,9 млн диаметром более 1 км и миллионы мелких. Все они движутся в «безопасной» зоне, где гравитационное влияние на них больших планет минимально.

В 1991 году исследовательский аппарат NASA «Галилео» отправил на Землю изображения астероидов из главного пояса крупным планом. В 2001 году другой космический зонд агентства впервые в истории успешно совершил мягкую посадку на астероид Эрос. Проработав на нем две недели, он перестал выходить на связь. Чуть позже японский аппарат «Хаябуса» совершил посадку, забрал пробы, а потом взлетел с астероида Итокава и через несколько лет вернулся на Землю.

В 1998 году американские конгрессмены попросили NASA зафиксировать все астероиды и кометы радиусом в 1 км и больше, которые могут оказаться на орбите Земли. С тех пор астрономы NASA обнаружили 95% астероидов, некоторые из них гипотетически могут привести к концу света, но прямо сейчас ни один не угрожает нашей планете. Тем не менее Конгресс США еще в 2005 году повысил планку, приказав специалистам NASA найти все астероиды радиусом от 140 м. Их еще называют «убийцами городов», так как они способны стереть с лица Земли мегаполис. Вероятность столкновения с ними в любой век – около 1%. Сейчас NASA нашло около 40% от них. Для обнаружения оставшихся 60% потребуется еще примерно 30 лет.

Что делать, если астероид все же летит к Земле

Бытует мнение, что человечество может погибнуть от столкновения с астероидом. Но что же делать в случае опасного обнаружения астероида, летящего в сторону Земли? Огромное количество идей на этот счет есть у Голливуда. Создатели «Армагеддона» предлагают взорвать небесные тела атомной бомбой, а в кинокартине «Не смотрите наверх» проблему пытаются решить с помощью расщепления астероида на полезные ресурсы. Ученые утверждают, что самый эффективный способ – изменить курс небесного тела. В конце ноября 2021 года NASA запустило космический корабль проекта DART. Он весит 600 кг и выглядит как коробка размером с машину с солнечными панелями по бокам. Осенью 2022 года он должен врезаться в спутник астероида Диморф. Последний не представляет угрозу Земле, но столкновение должно доказать, что траекторию полета астероидов и комет можно менять. Если опыт пройдет успешно, в NASA разработают аналогичную стратегию для любой потенциальной космической угрозы в будущем.

Специалисты Роскосмоса по поводу возможного столкновения настроены оптимистично. По их мнению, майский «гость» все-таки пролетит мимо Земли. Как объяснили в госкорпорации, проверки астрометрии показали, что к Земле JF1 подлетит не 6, а 15 мая, и промчится мимо на вполне безопасном расстоянии в 23 млн км. Наблюдать его можно будет только с помощью самых сильных наземных телескопов.

Ученые убеждены, что большинство бед и страхов – от ограниченного кругозора. Бояться и надумывать того, чего нет, проще, нежели углубиться в знания по астрономии для более объективной оценки появляющейся информации.

К слову, потенциально опасным считается расстояние в 7,5 млн километров от астероида до Земли. А, напомним, по последним данным расстояние будет 23 миллиона километров. Так что летит астероид, пусть себе и летит. Не стоит ждать конца света и пускаться во все тяжкие.

Наталья МАРЦИНКЕВИЧ