«Пластичный и живой»: в Беларуси презентовали электрический автомобиль Geely
Администрация белорусско-китайского бренда готова удивлять новинкой «зеленого» транспорта – электрокаром Geometry A.
Еще два года назад директор СЗАО «Белджи» Геннадий Свидерский выражал большие сомнения по поводу того, нужен ли китайский электрокар Беларуси. Мол, морозы у нас сильные, а это плохо сказывается на аккумуляторной батарее. Да и конечная стоимость авто после уплаты всех таможенных пошлин такая, что лучше не называть. Но сегодня Президент страны готов вдохновить сограждан личным примером, для чего прокатился на Tesla. Совсем скоро у нас будет своя АЭС, заметил он, а значит, топливо для авто на электротяге будет «дешевле бензина и солярки».
Электрокар Geometry A в модельном ряду Geely не единственный в линейке авто на электрической тяге. Исходя из технических характеристик, его можно определить и в сегмент С по колесной базе – 2700 мм, и в сегмент D по длине – 4736 мм.
Сами китайцы настаивают на премиальности этого автомобиля, который выпускается в двух версиях (стандартной и увеличенной дальности хода) и шести комплектациях. Машина, безусловно, выглядит футуристично: утопленные в корпус дверные ручки, изящество линий и уместный минимализм. Но, видимо, на встречу с журналистами приехала самая бедная версия Geometry A, иначе как объяснить тканевую обивку салона?
Наверное, все это мелочи, раз китайский производитель настаивает, что электрокар выполнен лишь из экологически чистых материалов, а обивочная ткань безопасна даже для детской кожи. Части кузова автомобиля тоже экофрендли: выполнены из композитных материалов и сплава алюминия. Но это не значит, что от любого толчка шанхайский электрокар рассыплется в пыль: благодаря стальному основанию он заработал высшую оценку краш-теста Euro NCAP – 5+ звезд.
Директор завода «Белджи» Геннадий Свидерский первым протестировал Geometry A, приехав на нем из Борисова на презентацию. По его словам, «ход у машины мягкий, а в салоне тишина». Это похоже на правду, ведь электрокару нечем шуметь? – электродвигатель во время движения даже на треть не так голосист, как бензиновый или дизельный агрегаты. Да и коэффициент лобового сопротивления здесь необычайно низкий – всего 0,2375 Cd, а это положительно влияет как на набор скорости, так и на отсутствие посторонних шумов в салоне.
Впрочем, в мировом семействе электрокаров Geometry A – явно не чемпион-спринтер. Максимальная мощность его силовой установки – 120 кВт, максимальный крутящий момент – 250 Н·м, что позволяет «китайцу» разогнаться до 100 км/ч за 8,8 с. Такой показатель под силу перебить иным невыдающимся представителям С-класса из плеяды бензиновых авто, не говоря уж о представителях премиум-сегмента.
Зато дальноходностью Geometry A среди собратьев щегольнуть сумеет. Судя по техническим характеристикам, в его конструкции применяются литий-ионные батареи NMC от компании CATL емкостью 51,9 кВт и 61,9 кВт, которых хватает на 410 км и 500 км соответственно. При этом силовая установка «китайца» потребляет в среднем 13,5 кВт*ч на 100 км пути и способна восполнять затраченную энергию при рекуперации в городском режиме, где циклов старт-стоп бывает особенно много.
Помимо прочего, производитель, оснастил данный электрокар системой Super E Energy Station, от которой можно запитать ноутбуки, фонари, смартфоны и прочее оборудование с помощью внешней вилки. Вот только будущим пользователям следует сто раз подумать, прежде чем делиться драгоценным током: хоть в Geometry A и есть функция быстрой зарядки, при которой подпитать аккумулятор до 80% можно всего за полчаса, разъемы у машины китайские и не соответствуют евро-стандарту, поддерживаемому в нашей стране. А это значит, что в настоящий момент электрокар возможно зарядить лишь от «медленной» бытовой розетки.
На презентации Geely Geometry A Геннадий Свидерский подтвердил, что эта проблема есть, но нашел ее легко исправимой. «Существуют адаптеры, которые позволяют конвертировать китайский формат в европейский, – сказал он. – Кроме того, мы уже приглашали к нам на завод представителей ОАО “Витязь”, которые занимаются зарядными станциями и могут их сделать в соответствии с нашими требованиями. Технически это вопрос не самый сложный. При массовых поставках мы, конечно, будем решать его переоборудованием зарядных станций по всей стране».
Как у всякого представителя «зеленого» транспорта, в Geometry A аналоговые приборы и органы управления сведены к минимуму. На приборной панели царит все тот же строгий минимализм. Зато электронных опций, выведенных на ЖК-дисплей, более чем достаточно.
Так, электрокар оснащен интеллектуальным адаптивным круиз-контролем, автоматической системой парковки, сидениями с функцией адаптивной памяти, интеллектуальной системой управления головным светом, голосовым помощником и проекцией показателей приборов на лобовое стекло. Есть тут и электронные помощники водителя, способные помочь избежать столкновений с препятствиями и другими автомобилями, вовремя обнаружить пешеходов и, контролируя скорость, оставаться в своей полосе. По сути, автомобиль способен принять управление на себя, но для этого в стране, где его будут эксплуатировать, необходимо наличие сотовой связи не ниже уровня 5G.
«В настоящее время мы подписали соглашение с “Белтелекомом” для активного распространения сети 5G, – говорит Геннадий Свидерский. – Ведь если мы используем 4G, то сенсоры реагируют со скоростью 1 секунды, а если 5G – лишь за 20 миллисекунд. Это значит, что автомобиль в экстренной ситуации либо проедет 10 метров, либо совершит полную остановку через 1 метр. В условиях дорожного движения этот фактор жизненно важен». При этом директор «Белджи» настаивает на тщательном тестировании систем активной безопасности и рассматривает возможность внедрения в автомобиль некоторых программных продуктов белорусской разработки. Собственно, для этих целей Geometry A завод и купил.
***
Последний, и наиболее важный, вопрос для Geely Geometry A пока остается открытым: ни директор завода, ни другие представители белорусско-китайского бренда не смогли назвать приблизительную стоимость электрокара в нашей стране. При этом на модель в Шанхае цены начинаются от $31 250, в максимальной комплектации достигая $37 200. Похоже, если прибавить сюда таможенные пошлины, утильсбор и иные налоги, то итоговая стоимость станет такой, что надолго разубедит белорусов в пользе эксплуатации экологичного транспортного средства.
Максим КОЗЛОВ
Фото Александра ПОБАТА