Постигая себя. Художник Борис Иванов рассказал о самом главном в жизни
Почему художник Борис Иванов на 15 лет выпал из культурной жизни Витебска, хотя раньше, как признается сам, был активным тусовщиком?
– Когда я перестал появляться на публике, люди спрашивали: а он что, умер? Или эмигрировал? – делится художник. – Нет, я просто ушел в себя.
Возвращение случилось с презентацией проекта «Заозёрная седмица» – Борис Иванов решил выставить его в арт-центре Марка Шагала. Для того, чтобы стать ближе к Мастеру, рассказать о своих корнях и опыте национальной самоидентификации.
– Во мне течет польская (по матери), русская (по деду) и еврейская (по бабушке) кровь, – рассказывает он. – Бабушка София Михайловна старательно скрывала свою национальность. Только спустя много лет я понял почему. Через эту выставку решил открыть секрет своего происхождения. Кстати, мой творческий псевдоним – Борух Зэхер красноречиво говорит об этих корнях.
Борис Иванов называет себя человеком мира, готовым постигать все, что в этом мире есть. Но в обществе до сих пор, уверен мастер, живы предрассудки относительно еврейской нации.
Как оказалось, у художника немало интересных мыслей, которыми он с удовольствием поделился со старыми и новыми знакомыми, пришедшими на выставку.
Об образе жизни
– Чем больше времени человек проводит в уединении, тем больше появляется внутри, в сердце. В определенный момент возникло ощущение, будто я исчерпал себя: пишешь картины, а о чем – не понимаешь. Тогда я уехал в деревню Заозерная Лепельского района. В этой «творческой лаборатории» живу уже 6 лет. Там нашел и ответы на вопросы: «Кто я?», «Для чего пришел в этот мир?»
Наедине с природой я медитирую – подсознанию доступна целая Вселенная, интересна только собственная душа, страсти уходят на второй план.
О творческих проектах
– Сегодняшняя выставка очень субъективная. Это – раскрытие моей души. Проект я уже показывал в Минске 5 лет назад, но выставиться в арт-центре Шагала – значит, стать ближе к знаменитому живописцу.
Здесь соблюдены все правила, которые диктовала религия ортодоксальным еврейским художникам: нет изображений лика человека или Бога, выставка полностью орнаментальная. Но это не значит, что канонов я придерживаюсь постоянно – у художника идеи воплощения какой-либо темы могут быть разными.
Например, у меня есть так называемый трагический проект «Красный берег». Через судьбы тружеников одноименного колхоза я показываю историю деревенской жизни. Написал огромные картины по 3 метра. Пять работ выставлены сейчас в Киеве. А есть и другая серия – «Письма к Харону». Появилась она после 5 лет проживания на даче. Через дорогу от нее было кладбище, и я часто наблюдал из окна, как хоронят людей.
Об отношении к евреям сегодня
– Выставка «Заозерная седмица» не зря начинается с цитаты Сталина: «Сионизмом заражено все старшее поколение, а они и молодежь учат». Напротив я поместил желтую звезду – она ассоциируется с фашизмом. Так даю понять зрителю: сталинские репрессии и гитлеровский холокост – звенья одного процесса. Евреям не было места ни при одном, ни при другом, они были постоянно гонимы.
Эти «болячки» характерны и для современного общества – они передаются на каком-то подсознательном уровне. До сих пор, например, жив стереотип: еврею лишь бы не работать. Поэтому среди них так много деятелей искусства. Когда мы от такого мышления избавимся, неизвестно.
О самом главном
– Я понял, что самое важное для человека – дойти до полной свободы, не бояться своих мыслей, быть самим собой. Наша земля может стать родной для всех национальностей. Поэтому и основная линия «Заозерной седмицы», посредством которой я познаю себя, – заповеди, написанные на иврите и белорусском. Мне хочется, чтобы зритель понял: они звучат одинаково красиво и мудро на двух языках.
Виктория ДАШКЕВИЧ
Фото автора