«Пришлось отказаться от совместной работы над созданием фильмов». Как детский кинофестиваль осваивает онлайн
С начала нынешней недели в формате онлайн в Минске проходит Международный детский фестиваль кино и телевидения «Киносвет». О его работе, методах и значении для юных кинодеятелей порталу 1prof.by рассказала директор кинофестиваля Анжелика Климович.
– «Киносвет» проходит уже четвертый год. Расскажите, с какими сложностями пришлось столкнуться при организации онлайн-формата?
– Сама по себе организация в таком формате не очень сложна. Команда наших технических специалистов достаточно подкована, чтобы решать подобные задачи. Главная сложность текущего фестиваля заключается в отсутствии личного общения между участниками. Ведь акцент наших мероприятий всегда делался на углублении отношений между детьми разных стран, национальностей, культур. Главное для нас, чтобы во время совместного творчества они подружились, открылись друг другу, проявили свои личностные качества и таланты.
Увы, онлайн все это сделать не так просто. Но мы очень надеемся с этим справиться. Еще одна сложность заключается в том, что данный формат исключает процесс совместной работы над фильмом, который для участников всегда идет параллельно самому фестивалю. То есть в эти 5–6 дней ребята делали кино, реализуя свои идеи. Сейчас у них такой возможности нет. Нам пришлось заменить это углубленными мастер-классами. Впрочем, это тоже очень важный момент, на который обычно не хватает времени, так как все заняты процессом съемки.
– География участников «Киносвета» обширна и в данный момент насчитывает представителей 30 стран. Как удалось добиться таких впечатляющих результатов?
– Интерес к фестивалю растет, поэтому мы не сомневаемся, что география участников будет расширяться. Добиться этого помогло как время, так и сами участники, приходящие к нам из творческих студий. Таких детей с каждым годом появляется все больше. Этот процесс можно сравнить с «сарафанным радио» среди любителей кино.
Надо отметить, что наш фестиваль имеет максимально широкий спектр жанров. Это художественное и документальное кино, мультфильм, а также телепередача. При этом возраст участников варьируется от 10 до 18 лет. Такие критерии позволяют получить широкую аудиторию. Также к нам могут приходить и новички, интересующиеся кино, но никогда не делавшие что-либо самостоятельно – они могут учиться у своих более опытных товарищей и мастеров своего дела, которые выступают преподавателями. Все это, плюс отсутствие соревновательного момента, делает наш фестиваль уникальным.
– Ваши преподаватели-мастера – кто они?
– Это заслуженные деятели киноискусства, которые давно в своей профессии и добились в ней определенных высот. Среди них и замечательная актриса, общественный деятель, соучредитель благотворительного фонда «Подари жизнь» и учредитель его британского аналога «Gift of Life» Дина Корзун; сценарист и режиссер, член Союза кинематографистов РФ, руководитель детской студии «КиноНива» Татьяна Мирошник; авторы музыки и песен более чем к 800 мультфильмов Марина Ланда и Сергей Васильев; народная артистка России Елена Цыплакова; режиссеры и авторы сценария, руководители академии «КиноЛидер» Владимир и Наталья Морозовы. Достойных преподавателей очень много, и назвала я далеко не всех.
– Каковы критерии отбора участников?
– Самый главный критерий – не только наличие профессионализма и знание проблематики современной жизни, но и видение решения тех проблем, которые поднимаются в представленных работах. Мы приветствуем светлое, доброе, созидательное кино.
Вместе с тем для нас не так важны технические моменты. Мы культивируем в детях желание снимать кино, интерес к этой профессии, воспитываем художественный вкус. При этом наша главная задача помочь детям делать человечное кино.
– Но разве дети априори не видят мир таким?
– Как ни прискорбно, мы столкнулись с большим количеством ярких работ, посвященных боли современного общества. Дети касаются даже таких сложных моментов, как бытовое насилие, педофилия, нетрадиционная ориентация, буллинг. Все это очень сложные темы, и нам важно видеть, какие пути для решения этих проблем предлагают наши участники.
– На что могут рассчитывать победители фестиваля?
– Вся наша команда настроена на такую работу, которая позволит каждому ребенку найти решение поднятой им проблемы внутри себя. Мы не навязываем им свое видение, а пытаемся продвинуть к собственному, чтобы эти идеи рождались у них внутри. Тогда ребята раскрываются и озвучивают наиболее важные моменты, которые им хотелось бы осветить. А дальше начинается творчество. Можно сказать, что мы отталкиваемся от того, что есть в каждом из наших участников. Все это затем воплощается в кино.
– Как построена работа фестиваля?
– В течение года мы отбираем поступившие заявки (в нынешнем году их 580). Из них в каждой категории призовыми становятся не более 5 работ. Их авторов мы и приглашаем на наш фестиваль. По вечерам вместе с мастерами они обсуждают работы друг друга. Но главная задача за 6–7 дней «Киносвета» – съемка нового фильма в рамках заданного жанра. Для этого участники генерируют идеи, обсуждают их, а затем реализуют. После фестиваля, разъехавшись по домам, ребята могут дорабатывать свои проекты. Но по итогам «Киносвета» нашим участникам всегда есть что показать. К сожалению, в этом сезоне такая возможность исключается, потому участники обсуждают фильмы друг друга и предлагают идеи будущих работ.
– В последние годы широкую популярность набирает мобильное кино. Много ли таких фильмов попало на ваш фестиваль?
– Можно сказать, что сейчас мобильное кино стало популярным у подростков потому, что, во-первых, мобильные телефоны могут выдавать картинку не хуже многих профессиональных камер, а во-вторых, ребята все больше хотят снимать ролики, фильмы и пробуют делать это доступными способами. Еще на первом фестивале мы хотели сделать такую отдельную номинацию. Но тогда подобных фильмов для отбора поступали единицы, и номинацию мы отменили. Возможно, в будущем вернем.
– «Киносвет» – это частная инициатива, или имеет место какая-то поддержка государства?
– Данный фестиваль – проект культурно-социального учреждения «Дом счастливой семьи». До того, как появилось это учреждение, «Киносвет» был запущен в Латвии командой единомышленников и друзей по инициативе Владимира и Натальи Морозовых, профессионалов в кинематографе. Два года подряд он проходил под Ригой. В прошлом году, а также в текущем «Киносвет» вошел в реестр проектов «Дома счастливой семьи», и его начали проводить в Беларуси, так сказать, своими силами.
Однако в нынешнем году «Киносвет» выиграл грант от Министерства культуры, который мы сможем использовать следующим летом – в текущем сезоне сделать это не получилось, так как заявку мы подавали в живом формате, а на онлайн-формат данный грант не распространяется.
– Резюмируя вышесказанное, дайте краткую оценку: какие задачи стоят перед фестивалем «Киносвет»?
– Их несколько. Первая задача – помочь детям развить тот талант, что у них есть, и дать возможность попробовать себя в мире кино. Вторая – помочь каждому стать Человеком с большой буквы. Для этого мы привлекаем не просто профессионалов, но тех мастеров, для кого общечеловеческие ценности стоят на первом месте. Такой подход позволяет детям не только создать профессиональное кино, но и сделать его высокодуховным, светлым, направленным на возрождение тех важных аспектов жизни, которые современное общество игнорирует. Дети чувствуют и озвучивают все недостатки нынешней жизни очень ярко. Более того, у них есть талант это все показать и предложить выход.
Максим КОЗЛОВ
Фото из открытых интернет-источников