Наверх

Психолог поделилась секретами легкой адаптации детей к детскому саду и школе

15 августа 2023

Период адаптации детей и взрослых к новому учебному году после летних каникул очень важен. Процесс приспособления организма к изменяющимся внешним условиям влияет на здоровье, а также психологическое и интеллектуальное развитие.

Очень скоро белорусские школьники сядут за парты. Примерно в это же время у многих детишек, а также их родителей начнется новый жизненный этап. Масса мальчиков и девочек вступает в учебный год в детском саду или школе с хорошим настроением, грандиозными планами и верой в светлое будущее. Но есть и такие, для которых новые знакомства и не совсем привычный распорядок дня оборачиваются сильным стрессом. В этот период родителям приходится нелегко. Им нужно приучать детей к смене режима дня, а также важно успеть уделить время себе, второй половине, работе и бытовым делам. О секретах легкой адаптации к детскому саду и школе порталу 1prof.by рассказала психолог с 20-летним опытом работы Надежда Лобановская.

– Принципы адаптации к школе и детскому саду схожи. Если говорить про дошколят, то здесь главное, чтобы родители приняли решение о том, что детский сад им нужен. В этом заключается 60% успеха. Помимо этого, мамам и папам нужно разговаривать с малышами и обсуждать предстоящие перемены. Например, можно рассказать, что детский сад – это замечательное место, где деток вкусно кормят, с ними играют и всячески о них заботятся. Очень важно, чтобы и сами родители верили в то, что говорят. Это еще +15% успеха к адаптации, – перечисляет эксперт.

По словам Надежды Лобановской, адаптационные или развивающие занятия, которые в наше время предлагают многие детские сады, идут на пользу будущим воспитанникам учреждений. Мальчиков и девочек приучают к определенным правилам жизни. Например, к тому, что нужно уметь слышать воспитателя, поочередно и своевременно выполнять ряд задач, а не так как хочешь и когда решил сам. Другими словами, малыши учатся жизни в коллективе.

– Адаптационные занятия сильно отличаются от времяпровождения, скажем, в песочнице. Организованный процесс имеет определенные правила – нужно ждать своей очереди, взаимодействовать, делиться. Эти вещи составляют довольно серьезную базу для гармоничного развития ребят, – уточняет собеседница.

Психологи рекомендуют отправлять малышей в детский сад не в первых числах сентября, а чуть позже, когда там будут адаптированные дети и они смогут на кого-то опереться. Плюс поначалу специалисты советуют приводить детей не к 8:00, а чуть позже – в таком случае в раздевалке находится меньше людей и, соответственно, меньше слез можно услышать.

– Очень важно сократить длительные прощания. Процесс должен быть быстрым, уверенным и четким – пришли, родители помогли переодеться, пожелали любимым чадам хорошего дня и ушли. Чем дольше длится прощание, тем сильнее в эмоциональном плане расшатывается ребенок. Родителям необходимо доверять воспитателям и с легким сердцем оставлять детей. Большую ошибку делают мамы, которые стоят у заборов, долго смотрят в окна, подсматривают из-за кустов за дочерями и сыновьями во время прогулок. Мамина эмоциональная тревога даже на расстоянии передается малышам, – утверждает Надежда Лобановская.

Неверную стратегию используют мамы и папы, которые обещают купить игрушки или куда-то сводить ребенка за то, что он был в детском саду. Ни в коем случае не нужно лишать ребенка навыков и достижений. Все психологические «шишки» он должен набить сам. Это правило актуально в любом возрасте.

– Всегда разговаривайте с детьми честно: объясните, что идете на работу. У детей тоже есть своя работа на определенном жизненном этапе – детский сад или школа. А вот на вечер у членов семьи могут быть интересные совместные планы. Даже из похода в магазин за продуктами порой выходит настоящее приключение, – отмечает психолог.

Не нужно бояться или стесняться того, что забираете ребенка из сада в числе последних. Это вовсе не значит, что вы плохой родитель.

– Помните: с вами всё хорошо. Расскажите ребенку, что некоторое время в его распоряжении будут фактически все игрушки группы. Даже если воспитатель выскажет родителям недовольство, на это не стоит реагировать. Конечно, не забывайте про часы работы учреждения, – комментирует специалист.

Еще один момент, заслуживающий внимания, касается простуды. В случаях, когда в сентябре ребенок подхватил насморк, многие родители оставляют его дома. Так вот, делать этого не нужно.

– Возвращайте сопли туда, откуда их принесли. У ребенка болезнь не должна ассоциироваться с длительными выходными и прекрасным времяпровождением с мамой. Когда есть температура или ребенок действительно плохо себя чувствует, разумеется, его следует оставить дома и показать врачу. Однако каждому малышу нужно выработать иммунитет к простудным заболеваниям. Во-вторых, в таких случаях подключается психосоматика. Старайтесь не формировать связь, что болеть – это интересно и весело. Болеющему ребенку не нужно организовывать кучу событий и развлечений. Наоборот, лучше пояснить: ты заболел, поэтому наши планы куда-то пойти отменяются, развлечений не будет. А вот когда пойдешь в сад, тогда будет праздник. Болеть – это скучно. Практика показывает, что дети за 20 минут успевают и заболеть, и выздороветь. Но, повторюсь, все начинается именно с родителей, с их понимания ситуации, – приводит примеры эксперт.

Детский сад – не единственное учреждение образования, к которому детям не всегда просто привыкнуть. На втором этапе у ребят и родителей – школа. Здесь у мам и пап немного поднимается планка ожиданий. Они хотят, чтобы ребенок не просто без слез отправлялся в учреждение образования, но и хорошо учился, а также делал уроки самостоятельно.

– В первом классе уроки не могут быть в зоне ответственности исключительно ребенка. Девочки и мальчики только начинают знакомиться с правилами, которых им придется придерживаться много лет. На первых порах уроки детям лучше делать с родителями. Чтобы мамы и папы показывали и рассказывали, объясняли, как лучше поступать – приходишь из школы, отдыхаешь, потом садишься за уроки. Также взрослые могут спрашивать у ребенка, с какого предмета он бы хотел начать выполнять задания. Читая сыну или дочери условие, интересуйтесь, как он его понял. Дальше находитесь рядом, но постепенно уменьшайте свою вовлеченность в процесс. Пока любимое чадо делает уроки можно сначала быть в одной с ним комнате, потом на кухне и т.д. В общем, умение делать уроки самостоятельно у многих школьников формируется не сразу. Родители могут постепенно уменьшать свою роль в этой важной для каждого ребенка миссии, – дает советы собеседница.

В начальной школе психологи советуют родителям не стесняться и регулярно общаться с учителем. Интересуйтесь, что у ребенка получается, а что нет, как обстоят дела с поведением и т.д. Также важно обсуждать школьные будни с сыном или дочкой. Например, спрашивать, как он относится к соседу по парте, что больше всего отвлекает на уроках.

Не теряет актуальности вопрос: «Когда лучше вести ребенка в школу: в 6 или 7 лет?». Большинство психологов придерживаются единой точки зрения: чем позже, тем лучше. 7 лет или чуть больше – оптимальный вариант.

– Самое главное в процессе обучения – эмоциональная зрелость ребенка. Подготовка к школе – неплохое подспорье для формирования у будущих учеников нужных навыков и психологического баланса. В школе ребятам нужно учиться читать, писать и одновременно слушать педагога. Это не так просто, как может показаться. Когда выбираете подготовку к школе, обратите внимание на программу курса. Более правильным является вариант, когда дети не только постоянно сидят за столами и что-то пишут. Доминирующий вид деятельности до 7 лет – игровая. Детям младшего школьного возраста важно двигаться, уметь владеть собственным телом, научиться соблюдать последовательность, – резюмировала Надежда Лобановская.

Наталья МАРЦИНКЕВИЧ

Фото Александра ПОБАТА, носит иллюстративный характер

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
21 ноября 2024 20 ноября 2024 19 ноября 2024
Все новости