Стиль жизни

Редкая профессия: кузнец по золоту

В Венеции сохранилось ремесло, которое практически исчезло во всех странах Европы. Лишь один мастер создает тончайшее сусальное золото по старинной технологии – отбивает его вручную молотком.

Последний мастер в Европе

Мастер Марино Менегаццо – единственный кузнец по золоту, или, как здесь принято называть, «Battiloro» (золотобоец), вероятно, во всей Европе. Это ремесло он выбрал по совету жены Берты, тесть стал учителем – обучил технике чеканки золота, типичному венецианскому ремеслу, передававшемуся веками, научил разговаривать с золотом.

Со временем Марино модернизировал несколько этапов и создал новые золотые цвета, чтобы ответить на вызовы, которые современный мир ежедневно ставит перед мастерами. Вместе с супругой он основал компанию Mario Berta Battiloro и продолжает старинное семейное ремесло, которое началось в его нынешней, исторической мастерской еще в 1926 году.

Ремесло времен Древнего Рима

Сусальное золото – это золотой лист, каждый – произведение искусства, которое можно создать в течение 8-часового производственного процесса. Чтобы сделать один золотой лист, нужно тяжелым молотком нанести около 30 тыс. ударов. Только если отбивать вручную, атомы золота не меняются, и поэтому примерно через 8 часов работы получается золотой лист.

Чеканка по золоту – ремесло очень древнее: первые свидетельства отсылают нас на два тысячелетия назад, во времена существования Римской империи. Однако периодом максимального расцвета изготовления сусального золота был ХVIII век. Тогда могущественные лорды, богатые торговцы и священнослужители требовали сусального золота для украшения своих дворцов или культовых статуй.

Как изготовить сусальное золото?

Слиток чистого 24-каратного золота плавится при температуре 1000 и более градусов. Затем золото заливают в форму, где оно застывает и превращается в новый слиток весом около 120 граммов. Из него мастер может сделать от 1000 до 6000 листков сусального золота, все зависит от выбранной толщины. Слиток несколько раз прогоняют через прокатный стан, пока он не достигнет длины 2-х метров и не приобретет вид желтой ленты. Такой цвет означает, что золото чистое, без примесей. Если появляется оттенок красного, значит в сплаве есть другие металлы, например, медь или серебро.

Полученную ленту сворачивают, режут на маленькие кусочки, помещают между листами пергаментной бумаги и упаковывают. В одной пачке – 330 листов. Сначала их отбивают на станке, потом режут на четыре части и только после этого весь пакет вручную начинают отбивать молотком. Для этого используют молотки весом от 3–4 до 8 кг. Удары должны быть одинаковыми по силе, по количеству и следовать движениям запястий.

Отбивая молотком пакет, мастер добивается невероятно тонкого сусального золота. За несколько часов и примерно 1800 ударов слиток в 1 грамм золота превращается в 50 тончайших квадратиков со сторонами в 8 см. Все это время мастер наблюдает, как золотой лист становится все больше и тоньше. После этого каждый лист вынимают из пакета деревянными плоскогубцами, кладут на подушечку, а затем разглаживают. Затем листы вырезаются в форме идеальных квадратов, их кладут внутрь буклета из шелковой бумаги и отправляют на продажу.

Для чего нужно сусальное золото?

Тонкие золотые листки золота на протяжении многих веков использовали иконописцы, каллиграфы, скульпторы, мозаичники, стекольщики, реставраторы. Используя различные техники нанесения сусального золота, мастера и художники могут придать своему изделию особый вид.

Сусальное золото создается одним и тем же методом, но упаковка и окончательная стерилизационная обработка совершенно разные. Косметическое и пищевое золото делают тонким, как пластина, а художественные украшения имеют пять различных толщин: от 24 карат (999,9 пробы) и 17 различных цветов для разнообразного использования.

Золотые листы мастерской Mario Berta Battiloro использовались для создания и реставрации произведений Миланского собора и скульптуры Ангела на площади Сан-Марко в Венеции, а также для мозаик, одна из которых украшает собор в Марселе.

Сусальное золото Марино Менегаццо приобретают местные реставраторы и резчики по дереву, стеклодувы и гондольеры, кондитеры и повары для создания кулинарных шедевров, а также производители косметики. 

Марино Менегаццо – мастер техники, столь же древней, сколь и редкой. У последнего венецианского золотобойца более чем 40-летний опыт ручной ковки золота, но без преемника это древнее, особенное ремесло может исчезнуть.

Сергей КИРИК

Фото из открытых интернет-источников