Наверх

Роковая ошибка Наполеона: в Витебске рассказали о роли региона в исходе войны 1812 года

09 февраля 2023

Легенды о Наполеоне тесно переплелись с реальными фактами пребывания императора на Витебщине. И только историки доподлинно знают, как отличить правду от вымысла. Именно северный регион Беларуси стал одной из главных арен, где разворачивалась война между коалицией государств во главе с Наполеоновской Францией и Российской империей.

О Наполеоне без вымысла

На выставке «1812 года: звенел булат, картечь визжала…» в Витебском областном краеведческом музее (куратор – старший научный сотрудник музея Владимир Андрейченко) приведены только достоверные факты о событиях, которые разворачивались на Витебщине и значительно повлияли на исход войны. Но красивые истории тоже не остались за кадром.

Одно из самых важных событий в истории Европы XIX века подарило Витебской области немало романтичных легенд. Говорят, что тропу, которая пересекает озеро Лосвидо, Наполеону помог возвести черт. И будто по ней прямо через озеро император бежал от наступающей русской армии. Рассказывают, что и деревне в Поставском районе название Париж дал именно французский император, когда, поднявшись на холм, воскликнул: «Здесь красиво, как в Париже!»

Однако факт пребывания Наполеона в Витебске неоспорим. Несколько месяцев, с 16 июля по 26 октября, город был оккупирован французскими войсками. Две недели император Франции провел в Витебске, занимая губернаторский дворец. Здесь решалась дальнейшая судьба военной кампании в России. И именно здесь Наполеон принял роковое для себя решение наступать на Москву.

– Император рассуждал, что у него есть три варианта развития событий: пойти на столицу империи – Петербург, что, по его словам, означало схватить Россию за горло. Отправиться в Киев, где можно переждать зиму, и выбить у России землю из-под ног. Но он выбрал он Москву: «Если я пойду на Москву, то возьму Россию за сердце», – напомнил краевед, кандидат исторических наук, учитель истории Витебского кадетского училища Николай Пивовар.

В Витебске Наполеон сказал своему адъютанту генералу Филиппу де Сегюру: «Тут я остановлюсь! Осмотрюсь, соберу армию, дам ей отдохнуть и обустрою Польшу – кампания 1812 года окончена!».  Что могло задержать мужчину в городе на целых 2 недели? Николай Пивовар с улыбкой предполагает, что это могла быть местная красавица-литвинка, решившая судьбу Европы. Кто знает, может и у этого романтичного предположения когда-нибудь появятся документальные подтверждения…

Куратор выставки Владимир Андрейченко акцентирует, что огромное значение в истории войны сыграли арьергардные бои возле деревень Островно и Куковячино под Витебском, сражение у местечка Клястицы, первое и второе Полоцкие сражения.

Во время арьергардных боев в Островно, Куковячино и на реке Лучеса войска Барклая-де-Толли пытались задержать французскую армию до подхода Багратиона. Именно благодаря этим сражениям, русской армии удалось обмануть Наполеона, уйти от него, так и не дав ожидаемое им генеральное сражение. Во время Полоцких сражений Первый корпус генерала Витгенштейна оборонял подступы к Петербургу. Под Полоцком погиб один из лучших российских генералов Яков Петрович Кульнев, который родился на территории Латгалии и может считаться нашим земляком.

Проследить перемещение армий можно по схеме, которая выложена на полу зала. Но главная «изюминка» экспозиции – огромное количество подлинных предметов. Благодаря им визуализируется история, знакомая каждому по учебникам.

«Красивая» война XIX века  

– Военные костюмы того времени были весьма разнообразны, – замечает Владимир Андрейченко. – Не было формы цвета хаки, и картина боевых действий была великолепна. По цветам мундира можно было отличить один полк от другого, один род войск – от другого.

Рассказ историка о том, как в XIX веке выглядели солдаты, полнится интересными фактами и деталями. Например, в витринах представлено сразу несколько головных уборов, принадлежавших солдатам русской армии.

Уланки (как очевидно из названия) – головной убор, который носили солдаты уланских полков. Туда поступали на службу в основном выходцы из Востока, преимущественно татары. Четырехугольное навершие шапки создано по мотивам восточных татарских уборов. Есть среди экспонатов и гренадерка. Самым распространенным головным убором среди русских солдат был кивер. Но один полк в знак храбрости и самоотверженного отношения к службе указом Александра I был удостоен почетного права носить гренадерки, которые остались от униформы XVIII века. Это был Павловский полк, который, явив чудеса героизма, прикрыл собой отступление левого фланга армии, во время Фридландского сражения в 1807 году. Именно этот полк особо отличился и в сражении при Клястицах.

Принадлежность к войскам разного рода можно проследить и по цвету формы.

– Барабанщик, которого мы видим в этом зале, одет в форму зеленого цвета. Это цвет егерей, – поясняет Владимир Андрейченко. – На кивере этих метких стрелков располагался киверский знак – гренада (об одном огне).

Можно увидеть в рамках экспозиции и редкий подлинный костюм вольтижера. Меткие стрелки французской армии были своего рода аналогом егерей. Они в первых рядах начинали сражение.

– Линейная пехота выстраивалась в линию. Их главными качествами были автоматизм и строгая дисциплина, – поясняет историк. – Первая линия стреляет, отходит, потом стреляет вторая. Вольтижеры же (от voltiger, что по-французски означает порхать) выполняли роль застрельщиков. В отличие от рослых и сильных мужчин, которых брали в гренадеры и пехоту, вольтижеры были легкие и небольшого роста. Их отличительная черта – охотничий рожок на лацканах.

Нарисовать картину боя

За неимением фотоаппаратов, великолепную картину боя запечатлевали художники, которые были при армии Наполеона. Репродукции батальных картин тоже можно увидеть на выставке.

– Много акварелей, часть из которых сейчас хранится в Эрмитаже, оставил баварский художник Альбрехт Адам, – рассказывает куратор выставки. – Будучи молодым художником, в Вене он познакомился с принцем Евгением де Богарне, вице-королем Италии, пасынком Бонапарта. Альбрехта пригласили на роль придворного живописца, с тех пор он сопровождал Евгения в военных кампаниях по всей Европе. Военный путь пролег как раз по Витебщине: через Бешенковичи, Витебск и далее до Бородино.

Множество зарисовок похода по современной Беларуси оставил Христиан Вильгельм Фабер дю Фор. По сути, он был военным корреспондентом, в режиме реального времени рисовал хронику событий. Позднее, на основе некоторых рисунков он сам сделал литографии.

А Петер фон Гесс участвовал в кампании 1813-1814 годов против Наполеона I. Уже в 20-е годы император Николай I пригласил его написать для Эрмитажа 12 сюжетных картин о событиях 1812 года. Четыре сюжета посвящены событиям на территории Беларуси.

В память об императоре

Завершает экспозицию зал, посвященный наполеонике (как известно, уже в XIX веке французский император стал своего рода брендом – его отливали в бронзе, изображали на предметах быта, посуде), а также памяти о войне на Витебщине. Среди драматичных событий, связанных с памятниками, которые были установлены в Полоцке и Клястицах, выделяется история памятника героям войны 1812 года в Витебске. Он появился к 100-летию окончания боевых действий.

– Во многом привлекает личность его создателя, – замечает Владимир Андрейченко. – Автор памятника Иван Александрович Фомин – один из ведущих российских архитекторов как до 1917 года, так и после революции. Фомин строил особняки, проектировал целые кварталы в Санкт-Петербурге. А после очень удачно вписался в советскую действительность и входил в пятерку лучших архитекторов страны. Проектировал дома, которые до сих пор сохранились в Москве, Петербурге, Киеве. Ему, например, принадлежит проект здания Совета народных комиссаров в Киеве, Дом народного комиссариата путей сообщения, сейчас это главное здание администрации Российской железной дороги.

Когда по инициативе городской думы и Витебской ученой архивной комиссии приняли решение сделать памятник, был объявлен конкурс на его проект. Итоги, согласно которым победителем стал Иван Фомин, опубликовал Петербургский журнал «Зодчий». На строительство жертвовали средства и горожане, но основные деньги все-таки выделило государство. В общей сложности на памятник из финского гранита ушла огромная по тем временам сумма – порядка 15 тыс. рублей.

Памятник и сейчас находится напротив бывшего Губернаторского дворца – месте в Витебске, где останавливался Наполеон. И до него совсем близко от краеведческого музея, где выставка будет работать до конца апреля. Особая удача – попасть на авторскую экскурсию, проводимую самим куратором выставки.

Виктория ДАШКЕВИЧ

Фото из открытых интернет-источников

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
22 ноября 2024 21 ноября 2024 20 ноября 2024
Все новости