Рождественские традиции западных славян
Рождественские празднества у западных славян заметно отличаются от тех, что проводят славяне восточные.
Одна из таких традиций – христианский праздник Святого Николая, который тесно связан со старославянскими языческими торжествами зимнего солнцестояния.
Жители многих деревень Словакии и Чехии знают, что накануне своих именин, вечером 5 декабря, Святой Николай проходит через их селение, чтобы одарить сладостями хороших детей и пригрозить плохим.
Древнехристианский Святой Николай известен своей щедростью. Его шествия – очень живая традиция, хотя в городах они проводятся все реже. Там команда Святого Николая сегодня в основном состоит только из самого святого, ангела и дьявола, но в более ранние времена крестный ход включал еще много персонажей.
Кроме вышеупомянутого трио, в свите были дракон и трубочист, гусар и гайдук, барышни и парни, турок и еврей, козы и дьяволы, а также змея и смерть, которые закрывали процессию. Каждая область отличалась от других количеством масок в компании Николая.
В чешской Богемии самые старые записи о неделе Святого Николая датируются XIII веком. Согласно народному преданию, каждый год вечером 5 декабря с первой звездой святой Николай спускается с небес на землю. Приходя в деревенский дом в сопровождении ангела и беса, святой не только спрашивает детей, хорошо ли они себя вели на протяжении всего года, но и проверяет знают ли они молитвы. Хорошие дети получали яблоки, орехи и конфеты, а непослушные – несколько угольков в чулках, а в более поздней традиции – сырую картошку. Праздновали это событие тоже по-разному – в бедных районах дети вывешивали за окно чулок для гостинцев, в более богатых Микулаш посещал дом и сам дарил подарки.
Дьявол в этой компании – это смесь мифологических персонажей славянских языческих культов с более поздними христианскими идеями. Много веков назад маски разных рогатых существ ассоциировались с культом бога Велеса, который был не только покровителем подземного мира и магии, но и рогатого скота и пастбища. Его изображали как человека с рогами или с головой животного.
С приближением зимнего солнцестояния солнце старело и приближалось к своей символической смерти и последующему возрождению, нарушались границы между всем земным и сверхъестественным.
Предрождественские торжества должны были символизировать равновесие природы, напоминать людям о ее плодородии, которое, хоть и скрыто в подземном мире зимой, никуда не исчезает.
Все персонажи обычно танцевали, пели, совершали хитрые шалости, чтобы благословить обитателей дома. Но звон утренних колоколов прогонял зимних духов из человеческих обителей.
В некоторых регионах место вместо Микулаша приходила Микулашка. Эта страшная дама не только не дарила детям подарков, но могла и отхлестать метлой всех, кто попадал под руку. В более страшных вариантах Микулашка носила с собой серп, чтобы вспарывать непослушным животы и отрезать головы. С напудренным лицом, в закрытой полупрозрачной фате и длинном белом платье, Микулашка практически делала тоже самое, что и Микулаш – ругала детей за непослушание, узнавала, регулярно ли они молятся, призывала уважать старших.
Неотъемлемой частью празднеств во многих местах были ярмарки Святого Николая. Там можно было купить недорогую выпечку – пряники, печенье и традиционное чешское лакомство – трдло (трубочка без наполнителя). На прилавках обязательно были марципаны, имбирные пряники, а еще выпеченные фигурки Николая, ангела и черта.
Еще одна предрождественская традиция Чехии – празднование дня Святой Люции. Накануне этого праздника – 13 декабря, по домам ходили фигуры в белых платьях – Люцки или Люции. Выглядеть они могли по-разному – в масках с клювом или в страшных масках, одетыми в черное. Эти строгие «дамы» проверяли, правильно ли ведется домашнее хозяйство.
Сергей КИРИК
Фото из открытых интернет-источников