Сберечь Задвинье. В Витебске обратили внимание на заброшенные памятники архитектуры
Возможно, считает директор дома-музея Марка Шагала Ирина Воронова, этот молитвенный дом посещала и семья художника – жили они совсем рядом. Поэтому особенно символично то, что уборка совпала с днём рождения нашего великого земляка.
Что вы знали о синагоге?
Витебское небо с самого утра поливало город дождем, было холодно и неуютно. К тому же и объявления о предстоящей акции появились только 5 июля, когда администрация Железнодорожного района областного центра дала «добро» на участие в субботнике коммунальных служб. Мусора в бывшей синагоге скопилось так много, что вывезти его следовало бы сразу же.
– Мы даже не предполагали, что в такую погоду соберется столько людей. – признался координатор проектов Vitebsk4.me историк Владимир Булавский. – Главная цель сегодняшней акции – привлечь внимание общественности, городских властей к заброшенным памятникам истории и культуры, которые есть сейчас в Витебске.
Владимир Булавский с информационной доской.
Любавичская синагога, как подсказывает название, принадлежала любавичским хасидам – представителям особого направления в иудаизме (как заметил Владимир Булавский, в Витебске таких молитвенный домов было 6). Здание построено в начале XX века, но в 1929 году синагога прекратила в нем свое существование, помещение передали клубу деревообработчиков. После войны здесь был склад, а с 80-х годов сооружение закрыто и постепенно разрушается.
Вся эта история нашла отражение на информационной доске, которая после субботника появилась на дверях многострадальной Любавичской синагоги.
– Я и мои коллеги-экскурсоводы часто проводим экскурсии по шагаловским местам, – заметил Владимир Булавский. – Информации об этом архитектурном сооружении в свободном доступе нет. А сейчас всё можно будет прочесть прямо на здании. Текст написал главный хранитель фондов Витебского областного архива Константин Карпекин, фотографии подготовил краевед Виктор Борисенков, а автором дизайна стал Дмитрий Лось.
Любавичская синагога.
Уникальный образец архитектуры
Любавичская синагога в Витебске пока не включена в государственный список историко-культурного наследия Беларуси. И тем не менее перед нами – уникальный образец зодчества прошлого века.
– Здание – представитель кирпичной архитектуры, – объяснил член Союза архитекторов Александр Михайлюков. – При его строительстве использовано несколько разновидностей лекального кирпича. Там, где обвалилась непредусмотренная изначально штукатурка, можно увидеть аккуратные накладные швы. Вообще Витебск без красного кирпича – это не тот Витебск, который писал Шагал и другие художники, воспевали поэты.
Александр Михайлюков показывает накладные швы.
Архитектор считает Любавичскую синагогу очень непростым профессиональным примером зданий, которых в нашем городе было очень много. В XIX веке бурно развивалась промышленность, в большом объеме стал выпускаться разнообразный лекальный кирпич. Материал был высокого качества, клейменый. Не подлежит сомнению и мастерство специалистов, которые делали кладку. И сейчас на старых неоштукатуренных витебских домах можно заметить массу хитростей и фокусов, которыми пользовались мастера прошлого века.
– Предпринималось немало попыток определить будущее этого здания, – рассказал Александр Михайлюков. – В 90-е годы были сделаны достаточно серьезные обмеры, эскизный проект, но заказчики так и не довели дело до конца. Хорошо, что обмерная информация сохранилась. Если снова будет поднят вопрос о восстановлении, она может здорово помочь: тогда здание находилось в лучшем состоянии.
Во время субботника.
Слобода, не имеющая аналогов
Отвечая на вопрос, каким еще витебским зданиям нужно первоочередное внимание, архитектор заметил, что таких объектов много. Вместе с коллегой Глебом Орловским Александр Михайлюков работает над созданием «красной» и «черной» книг архитектуры. В них речь будет идти о десятках и сотнях сооружений различной ценности, все они – объекты истории и культуры.
– Большую роль играет генеральная идея, – пояснил архитектор. – Важно смотреть не на один памятник, а на весь район Задвинья, не на один домик Шагала, а в целом на среду, в которой он находится.
Еще в 90-е годы Александр Михайлюков и историк Людмила Хмельницкая разработали такую идею. Она заключалась в воссоздании Городской Слободы, аналогов которой не было бы во всей Беларуси. Вокруг дома-музея Марка Шагала, художника с мировым именем, можно было бы возродить атмосферу, которая царила в этом уголке города. К сожалению, идея так и осталась идеей. А тем временем Задвинье с каждым годом все стремительнее теряет этот шарм: оштукатуриваются дома из красного кирпича, навсегда уходят элементы вековой деревянной застройки…
Благодаря дипломным проектам, которые выполняют студенты, появилась визуализация Городской Слободы. А Глеб Орловский и Александр Михайлюков фиксируют наследие, которое исчезает. И верят: при разумном подходе все еще можно сохранить.
Виктория ДАШКЕВИЧ
Фото автора