Сегодня это стандарт, без которого трудно представить современную торговлю или логистику.
Универсальный код товара (UPC) стал самым популярным инструментом распознавания товаров. Сегодня по всему миру ежедневно сканируются миллиарды предметов в самых разных отраслях, от авиакомпаний до аптек, магазинов и кинотеатров.
Лазерная технология, лежащая в основе UPC, сильно изменила торговлю. Благодаря штрих-кодам стало возможным не только быстрое обслуживание на кассе, но и более эффективное хранение товаров, простой возврат продукции или последняя новинка: использование касс самообслуживания. Кто придумал штрих-код – революционное решение, изменившее способ совершения покупок?
Кто изобрел штрих-код?
В 1932 году, когда США боролись с Великой депрессией, сотрудник Гарвардского университета Уоллес Флинт предложил своим студентам поучаствовать в эксперименте. Цель состояла в том, чтобы разработать способ автоматической доставки продукции со склада к кассиру.
Тогда-то и возникла идея, что заказчик, выбрав конкретный товар из каталога, брал перфокарту и затем помещал ее в считывающее устройство.
По прошествии многих лет немного видоизмененная идея Флинта оказалась настолько простой и эффективной, что дала импульс к работе над разработкой новой технологии. Система штрих-кодов с сохраненными в ней данными о товаре – Универсальный код продукта, был введен в 1950-х годах.
Сколько же дет штрих-коду?
Хотя технология использования штрих-кодов была запатентована в 1952 году, но только в 1971 году американскому инженеру Джорджу Лореру удалось усовершенствовать это решение настолько, чтобы 2 года спустя сделать его доступным для общего использования в магазинах.
Стандарт маркировки товаров кодами, который до сих пор прекрасно работает во всем мире, был введен во всеобщее пользование 3 апреля 1973 года в США. В 1976 году штрих-коды стали использоваться и в Европе.
Штрих-код и теории заговора
Распространение штрих-кодов пробудило бдительность конспирологов. По их данным, коды должны были стать предвестниками систем всеобщего надзора за обществами. Наиболее сопротивление штрих-кодам оказали христианские организации в США. Их лидеры утверждали, что коды содержат скрытое «число зверя» – 666, упомянутое в Откровении Иоанна Богослова. По мнению сторонников этой теории заговора, во всех штрих-кодах закодировано число 666, подтверждающее библейское пророчество.
На каком продукте был первый штрих-код?
В 1974 году первый сканер кода UPC был установлен в супермаркете города Трой, американского штата Огайо. Первым товаром, который сканировали, была жевательная резинка Wrigley Juicy Fruit Life. Хотя и было опасение, что лазер не считает код маленькой упаковки товара, но все отлично сработало. С того времени стало проще не только обслуживать покупателей на кассе, но и вести учет продуктов, проводить инвентаризацию.
В 1980-х годах штрих-код стал основой для идентификации товаров в магазинах или на складах. После пищевой промышленности, отметив универсальность и практичность изобретения, кодировать товары стали и во всех других отраслях.
Заменит ли штрих-код QR-код?
Хотя штрих-коды являются чрезвычайно практичным изобретением, в 1994 году была создана технология, способная их заменить. Речь идет о созданных в Японии QR-кодах (Quick Response Code) — двухмерных пиктограммах, которые считываются как по горизонтали, так и по вертикали. И хотя это гораздо более сложная разработка, чем популярные коды, она позволяет сохранить намного больше информации. В QR-коде можно сохранять как числа, так и целые предложения, ссылки или абзацы текста. У QR-кодов есть и еще одно конкурентное преимущество – почти каждый человек может их считать своим смартфоном.
Разработчики обещают, что в 2027 году должен появиться новый стандарт промышленных кодов, во многом основанных на технологии QR. Вероятно тогда с привычными нам полосами, которые были на продуктах в течение пяти десятилетий, скорее всего, исчезнут.
Сергей КИРИК
Фото из открытых интернет-источнчиков