Собиратель велосипедов: от первого белорусского до велосипеда без педалей
Велосезон катится к завершению. И хоть осень на весь сентябрь запустила режим «бесконечное лето», каждый велолюбитель с грустью осознает неизбежность зимовки. Если, конечно, велосипед – это просто средство передвижения, а не стиль жизни, когда ты владелец коллекции из более ста велосипедов, в свободное время мотаешься по городам и весям в поисках раритетов и запчастей, а в рабочее опять-таки возишься с велосипедами, но уже как мастер цеха сборки OOO «МотоВелоЗавод». Знакомьтесь, уникальный человек – Алексей Клим, собиратель велосипедов.
Да, именно собиратель, не просто коллекционер, ведь многие экземпляры Алексей восстанавливает самостоятельно, разыскивая оригинальные детали по всей Беларуси и даже в России.
– Мое хобби началось с тандема ярко-желтого цвета, который я приобрел у одного фотографа, – рассказывает Алексей Клим. – Тандем – двухместный велосипед, где оба седока вращают педали. Я и теперь частенько катаюсь на тандеме с любимой девушкой Дианой. Но самый ценный в коллекции для меня – велосипед Минского Мотовелозавода первой модели В-16 1949 года выпуска. Это первый белорусский велосипед, запущенный в серийное производство в 1947 году.
Сегодня в коллекции семьи Клим около 30 полноценных велосипедов на ходу и вдвое больше в стадии реставрации. Своим увлечением Алексей заразил отца, и сегодня Алексей и Александр Клим вместе воссоздают раритеты и представляют свою коллекцию на фестивалях «Золотая миля», «Александрия собирает друзей» и других популярных площадках.
– Пополняется коллекция разными путями. Стороннего финансирования у нас, конечно, нет, все покупки совершаем за свои заработанные деньги. Случается, что нам дарят велосипед в память о своих близких, что-то находим по объявлениям, на площадках продаж, на пунктах приема металла – в общем, повсюду. Помимо родных, в поисках помогает и мой близкий друг Артем Амбражевич. Порой реставрация требует много времени и средств. Некоторые модели, особенно редкие и малосерийные, комплектуются не один год. Сложно определить, какой из наших велосипедов самый редкий. Для меня это модель Харьковского велосипедного завода «Турист-тандем» 1992 года выпуска.
Модель Харьковского велосипедного завода «Турист-тандем» в действии.
Конечно, есть у Алексея и велосипед-мечта – итальянский «COLNAGO Master Crono Del Tongo, Campagnolo C Record», признанный одной из наиболее успешных моделей 1980-х.
– До этого экземпляра я обязательно когда-нибудь дойду! – мечтательно улыбается мой собеседник.
Доводилось ли вам видеть велосипед без педалей? В коллекции Алексея Клима и такой имеется. Это единственный и неповторимый в своем роде лигерад (лежачий велосипед) на рычажном управлении с толкательным механизмом. Первая ассоциация при виде этой модели – велосипед для инвалидов. Ан нет, это экспериментальная гоночная модель, которую в 1980-х выпускали на Минском Мотовелозаводе – правда, не долго. Этот раритет раздобыт на металлобазе в Могилеве.
В центре – тот самый легендарный лигерад, велосипед без педалей.
Есть в коллекции Алексея и велосипед с интересной историей. На 15-й день рождения родители подарили парню «Cannondale SL 4».
– Это дорогой велосипед американского бренда. Такая модель в то время мелькала в популярных фильмах. Получился настоящий сюрприз, которым я был очень тронут. Гонял я на этом модном велосипеде безудержно, и спустя три года он стал полностью непригодным для езды. Так велосипед и провисел в сарае до нынешнего сезона, когда я, наконец, поставил его на ход. Уверен, что в свое время он тоже станет экспонатом музея.
Три редчайшие модели велосипедов производства Минского мотовелозавода
Создать на базе своей коллекции музей велосипедов – и заветная мечта, и ближайший ориентир семьи Клим. Сейчас сын с отцом ищут территорию, где можно было бы разместить отреставрированные модели.
– Перемещение нашего семейного достояния в будущий музей – это, конечно, хлопотная авантюра, – признает Алексей. – Но уже давно любая тема в нашей семье так или иначе вращается вокруг велосипедов. Даже путешествия, как правило, начинаются с поездки за какой-нибудь редкой деталью или моделью. Я человек дела, поэтому вопрос с музеем для меня – не задача из разряда «достать луну», а дело времени. Близкие люди разделяют мое стремление и помогают идти к цели. Есть и участие МотоВелоЗавода, при поддержке которого наша коллекция попадает на фестивальные площадки. И вообще, велосипед взращивает оптимистов. Так что, думаю, у нас все получится!
Ольга НИКОЛАЕВИЧ
Фото из архива героя