Стимпанк в реальной жизни: вневременная художественная механика Швейцарии
Художественные автоматы и механические андроиды, скульптуры и анимированные картины, музыкальные шкатулки и певчие птицы. Все эти механизмы, движущиеся и издающие звуки, создают швейцарские мастера.
Традиционное швейцарское ремесло добавлено в список ЮНЕСКО нематериального культурного наследия человечества. Теперь умение создавать чудо-механизмы находится на одном уровне с аргентинским танго, китайской каллиграфией, французской кухней, индийской йогой, японским театром Кабуки и испанским фламенко.
В горах швейцарского региона Юра, протянувшегося вдоль границы с Францией, из поколения в поколение передаются навыки изготовления удивительных вещей.
Городок Сен-Круа, расположенный на высоте более 1000 метров менее чем в 5 километрах от французской границы, является центром создания часового искусства и его близкого родственника – художественной механики. В 1865 году здесь начала работу мануфактура. Сегодня, как и 150 лет тому назад, все детали и механизмы для музыкальных шкатулок изготавливаются вручную. В городе делают еще и разного рода механические куклы – автоматоны.
Центром этого уникального мастерства Сен-Круа стал после того, как в 1685 году французский король Людовик XIV отменил Нантский эдикт, дававший местным протестантам некоторые права, после чего те массово бежали из Франции в безопасные места в приграничных горах, забрав с собой лишь свои навыки и трудолюбие.
«Спокойствие гор очень хорошо сочетается с профессией», – говорит 61-летний мастер Франсуа Жюно, представляющий четвертое поколение семьи создающей механических роботов в Сен-Круа. В его заснеженной мастерской оживают исторические персонажи, механические куклы пишут стихи, слышно пение заводных птиц.
Дело мастера продолжает его 20-летний племянник, один из пяти человек, работающих в мастерской, наполненной винтиками, поршнями, механическими бабочками, галопирующей лошадью, музыкальными шкатулками 19-го века и красочными гигантскими птицами. Есть даже скелет в шляпе с перьями, используемый для моделирования движения. С потолка свисают механические руки и ноги, на полках миниатюрные головы.
Сейчас Франсуа Жюно работает над автоматоном «Леонардо да Винчи». Его механические веки мигают, блестящие глаза двигаются, следуя движениям пера, когда его рука движется слева направо.
«Это близко к волшебству. Интерес к этим объектам возобновился, потому что в эпоху электроники люди захотели снова увидеть механические произведения искусства. Возвращается магия, загадка. Это возрождает начинающую исчезать профессию», – считает швейцарский мастер художественной механики, оживляя голову механического Леонардо.
Это ремесло требует терпения. На создание механического автомата Александра Сергеевича Пушкина, который может написать пером и чернилами 1458 стихотворения, мастеру потребовалось 5 лет.
Мастер считает, что для такой работы нужно любить трудности, иметь терпение и страсть. Удовлетворение приходит от того, что, преодолев все технические и эстетические препятствия, неодушевленная вещь оживает.
«Даже в одной мастерской у каждого мастера будет свой стиль создания автомата. Нет двух одинаковых», – считает Франсуа Жюно.
Когда в 1970-е годы бал стали править цифровые технологии, многие посчитали, что местное часовое производство и художественная механика скоро вымрут. Но традиционные швейцарские часы уцелели, выжила и художественная механика, лишь усовершенствовав производство: мастерам теперь помогают компьютерное моделирование и 3D-печать.
Сергей КИРИК
Фото из открытых интернет-источников