Студентка о подработке: «Не верю тем, кто говорит, что «не может и не успевает»
Кем работают белорусские студенты и как совмещают свою деятельность с учебой в университете, рассказали выпускники столичных вузов.
Белорусские наниматели с радостью берут на работу студентов. Правда, чаще всего на низкооплачиваемую или вообще бесплатно (для опыта, как они говорят). Исключение из этих правил разве что IT-сфера, где у ребят действительно есть возможность получить достойную зарплату.
Законодательство никак «по-особому» не регулирует трудоустройство студентов. Правда, если возраст учащегося меньше 18 лет, то его рабочая неделя не должна составлять более 35 часов, а для подростков от 14 до 16 лет рабочий день вообще не может превышать 23 часа в неделю.
О том, как белорусские студенты искали работу и на что хватало заработанных денег, рассказали 1prof.by студенты белорусских вузов.
Светлана, выпускница БГУ. Специальность «Литературный редактор. Журналист»
– Я литературная работница, редакторка и журналистка. Со второго курса на мою группу сильно давили тем, что нам надо будет куда-то распределяться всего лишь через 2 года. И, наверное, именно это помешало мне приблизительно определить свои возможности и конкурентоспособность, попробовать разные варианты. Я сразу была нацелена на поиск работы, куда я смогу распределиться после учебы. И, соответственно, какого-то экстремального опыта работы официанткой или гардеробщицей у меня не было, потому что рассматривала только варианты трудоустройства по специальности.
Какие-то из моих подработок время от времени находили меня сами: на выставке СМИ разговорилась с редакторкой о театре – и она предложила написать, на государственных экзаменах еще одна редакторка смотрела папку с публикациями – и тоже предложила написать для ее издания. Те места работы, которые я считаю своими основными, искала сама и продолжительный период времени доказывала своим работодателям, что моих компетенций достаточно.
Цели «заработать деньги» и «найти место распределения» очень сильно расходились: получать гонорары на месте своего теоретического распределения я могла только приблизительно раз в полгода, когда они рассчитывались с внештатными работниками. В результате получалось, что оттуда на меня сваливались деньги приблизительно в декабре и июле. Именно это подталкивало работать с другими изданиями, которые время от времени находили меня сами, но не обещали мне распределение.
Я даже удивлена, как я смогла закончить учебу с красным дипломом, потому что одновременно гналась за местом распределения, которое мне нравилось идейно, и старалась заработать деньги, чтобы позволить себе что-то большее, чем гречка. Я успевала готовиться к семинарам, читать нужную литературу, писать тексты, но иногда я категорически не успевала на пары, стоявшие в середине дня, когда людям удобно встречаться для интервью, или на те, которые по времени совпадали со спектаклями. Из-за этого я, конечно, получала проблемы с преподавателями, но выбирая между парой неприятных бесед и потерей работы и возможности практиковаться, я однозначно предпочитала иметь возможность развивать себя как журналист на практике.
Павел, выпускник БНТУ. Специальность «Инженер-строитель»
– Подрабатывать я начал с 3-го курса. Долго искал такую работу, чтобы можно было совмещать с учебой – пары пропускать не хотелось (правда, иногда приходилось). В итоге нашел вариант по доставке суши: график работы почти свободный, надо было записываться на дни, по которым хочешь работать. Так проработал полгода. Бросил из-за того, что подработка занимала много времени, а вот денег платили мало.
С тех пор начал подрабатывать с друзьями: позовут – поехали. Трудились разнорабочими: где товар разгрузить, а где помочь в строительстве. И так примерно раз в две недели.
Во время учебы можно было работать и по специальности, но, как правило, это была малооплачиваемая подработка или вообще бесплатно.
На 5-м курсе закончил первый семестр и началась преддипломная практика – конструктором, где мне не очень понравилось, поэтому на время распределения нашел работу мастером.
Вера, выпускница БГТУ. Специальность «Инженер-химик-технолог»
– Во время учебы я подрабатывала в сэндвич-баре «сотрудником сети ресторанов быстрого питания», так называлась должность. Вакансию нашла самостоятельно.
По своему образованию не работала, потому что технические специальности требуют опыта или хотя бы оконченного образования: нужно иметь определенные знания и уметь их применять. Профильные дисциплины у нас преподавались только на 4–5-м курсе. Кроме того, такая работа предполагает полную занятость, что вызвало бы трудности с учебой из-за пропусков. Из одногруппников работали немногие, примерно 7 человек.
На учебе подработка отражалась скорее положительно, так как я перестала откладывать выполнение заданий на потом, старалась успеть все заранее из-за вечной нехватки времени. В целом я сильнее уставала, так как приходилось постоянно спешить, чтобы успевать и работать, и учиться, но улучшилось качество сна.
В месяц зарабатывала около 4 стипендий на тот момент, что позволяло не просить у родителей деньги на карманные расходы и оплату общежития, а также откладывать какую-то сумму с каждой зарплаты. Помню, как «на свои» купила новый телефон, это придавало уверенности и мотивировало учиться и работать дальше.
Польза работы для студента в приобретении самостоятельности, ответственности, навыков планирования своего времени и расходов. Кроме того, любая работа открывает в тебе новые черты, помогает понять, что тебе нравится или не нравится.
Работу не пропускала, несколько раз пришла позже из-за учебы, работодатели понимали ситуацию и часто шли навстречу, можно было договориться с коллегами и поменяться сменами, если было нужно, но график в основном составляли заранее, так что такое случалось редко.
Анна, выпускница БГЭУ. Специальность «Экономист-маркетолог»
– Я работала баристой с 1-го по 4-й курс и училась на дневном. Работу нашла очень быстро, взяли без опыта и быстро обучили. Рассказали не только как кофе варить, но и работать за кассой.
Как удавалось совмещать работу и учебу? Легко, не верю тем, кто говорит, что «не может и не успевает». Кто хочет – тому по плечу все: автоматически включается какая-то суперсила. Живу в Минске, мне не нужно было платить за съем жилья, и в финансах я не нуждалась. Просто не могу сидеть на месте в силу своего возраста и чрезмерной активности.
Кроме работы и учебы, также посещала автошколу. Могла позволить себе намного больше, чем обычный студент. Варить кофе мне стало еще интереснее, когда прошла курсы бариста. Я работала на Немиге, в центре города, общалась с приятными людьми и завела ценные контакты.
В университете каждый год были разные смены. Утром ехала на работу, после обеда – на учебу, и наоборот. Такой график мне предложила сама хозяйка кафе.Кстати, университет окончила со средним баллом 8.
Дарья ЗИМАК