Наверх

«Свинопас» или «Лесная быль». Как создавался первый фильм белорусского кинематографа

22 мая 2022

История создания этого фильма началась с того, что в феврале 1926 года газета «Савецкая Беларусь» опубликовала вопрос одного из читателей: «Когда же, наконец, у нас будет белорусская кинофильма?»

Писем с таким вопросом было немало. Трест «Белгоскино» существовал с конца 1924 года, где снимали только хроникально-документальные ленты. Причин было несколько, о них в той же газете ответил заведующий «Белгоскино» А.И. Галкин, сказав, что для этого необходимо всколыхнуть общественное мнение рабочих и крестьян. К тому же в тресте не было «ни копейки оборотного капитала».

Но для начала белорусского кинематографа нужны были не только желание и деньги, но, что еще важнее – тема и материал важный по значимости и историческому событию в жизни народа. Таким эпическим событием стала борьба против польской интервенции. Беларусь была освобождена в августе 1920 года и память о героической борьбе народа против оккупации была еще жива. Именно об этих событиях рассказывала повесть «Свинопас» молодого белорусского поэта и писателя Михася Чарота. Он был известным поэтом, написал слова знаменитой песни «Купалінка», которая долгое время считалась народной, создавал литературное общество «Маладняк». Но Чарот был еще и активным участником антипольского подполья, организовывал партизанские отряды.

6 июля 1926 года белорусские газеты сообщили о договоренности в Москве о начале работы над фильмом «Свинопас» и о приезде в Минск киногруппы во главе с режиссером Юрием Таричем.

Свою новую работу Тарич планировал насытить особой хроникальной достоверностью, белорусским фольклором, бытом и жизнью белорусских крестьян. Основываясь на реальных исторических событиях, он планировал показать жизнь паренька- свинопаса Гришки, который стал партизаном. Была задача показать переход от приключений Гришки к истории вообще. «Эта фильма не будет похожа ни на одну другую: она полностью насыщена белорусской жизнью», – говорил режиссер. В соответствии с новым замыслом картина получила и новое название – «Лесная быль».

Съемочную группу Юрий Тарич сформировал, работая над «Крыльями холопа». Ассистентами режиссера стали Иван Пырьев, делавший тогда первые шаги в кино и Владимир Корш-Саблин, недавний командир красноармейской бригады, участник штурма Перекопа.

В июле 1926 года в усадьбе Прилуки, в бывшем имении графа Чапского под Минском, начались натурные съемки фильма «Лесная быль». Декорации для кинокартины специально не делались, усадьба хорошо сохранилась. Для героев фильма костюмы купили у местных крестьян, а приглашенные в массовку крестьяне приходили на съемки в собственной одежде. Любителям истории понравится фильм: уж очень детально показан белорусский быт, особенно крестьянский.

Чтобы показать массовое народное движение, съемочной группе понадобилось большое количество участников массовых сцен. Повстанцами стали жители окрестных деревень Подгаи, Русиновичи, Прилучки и других. Роль польских легионеров исполняли курсанты Объединенной белорусской военной школы Минска. Оружие у всех было боевое, а патроны холостые. Многие прилуцкие крестьяне были настоящими участниками партизанских боев. По просьбе Тарича они показывали ему места своих бывших засад, там их потом и снимали. Эпизод, где польские легионеры врывались в деревню, вызвал у местных жителей легкую панику, настолько было все правдоподобно исполнено. Люди с интересом наблюдали за съемками, вспоминали события, свидетелями которых сами были пять лет тому назад.

Об атмосфере в киногруппе можно судить по воспоминаниям актера Степана Борисова: «Впереди верхом Тарич, следом Корш-Саблин, Пырьев, мы – актеры в гриме, а за нами покачивается пестрый кавалерийский эскадрон – бойцы двух вражеских армий. Революционную песню сменяет строевая. И так молодо, хорошо на душе! Если позволяла погода, артисты давали на лужайке импровизированный концерт. Молодежь танцевала под военный оркестр».

Не раз в Прилуки и Подгаи приезжали руководители БССР Иосиф Адамович, Вильгельм Кнорин и Александр Червяков. Интересно, что Таричу удалось уговорить их принять участие в фильме. В эпизоде «В ревкоме» Червяков над картой советуется с партизанскими командирами, Адамович диктует приказ, Кнорина срочно просят к телефону. И эти кадры органично вошли в окончательный вариант картины.

Сцены боев на улицах Минска в июле 1920 года создатели фильма тоже реконструировали достоверно и снимали на местах сражений: у Александровского сквера (на современной Октябрьской площади) и в Верхнем городе, на перекрестке улицы Герцена и Музыкального переулка. В 1826 году Минск выглядел практически так же, как и в 20-м, для съемок декораторы лишь сменили советские вывески на польские.   

«Лесная быль» – фильм приключенческий, но его нельзя отнести к картинам, смысл которых сводится лишь к «раскручиванию» сюжета до неудержимого, мгновенно захватывающего событиями. Фильм создавался не без некоторого влияния очень популярного в 20-е годы приключенческого фильма «Красные дьяволята» и подобных ему картин. Но «Лесная быль» выделяется из круга этих кинопроизведений своим поэтическим языком, лирической интонацией. 

Через весь этот черно-белый, немой фильм метафорой проходит мотив, переплетающийся с его названием: качающиеся от ветра лесные деревья. Это создает тревожное настроение, особую психологическую атмосферу в которой действуют партизаны. Первые слова субтитров также символические – «Лес шумит».

25 декабря 1926 года в только открытом кинотеатре «Культура» (теперь это Национальный академический драматический театр имени Максима Горького) состоялась премьера «Лесной были». Несмотря на мороз, люди часами стояли в очередях за билетом. На премьерный показ не забыли позвать и сельских «артистов», им прислали приглашение и билеты в кинотеатр. Один из них, игравший «повстанца с винтовкой» Петр Красовский говорил, что перед показом фильма в зале было шумно, но из выступления Юрия Тарича он услышал слова: «Спасибо, что приехали, спасибо, что помогли сделать картину».

Первый белорусский фильм стал настоящим культурным событием в БССР. О его создании решено было заявить и за границей. Но зарубежным зрителям увидеть его было не суждено. Когда в 1927 году картину отправили в Австрию, Латвию и Чехословакию, во всех этих странах цензура запретила «Лесную быль» к показу. Зато в кинотеатрах и клубах Беларуси, а также в других советских республиках, фильм с большим успехом показывали более полутора лет.

Справочно

Режиссер Юрий Тарич родился 1885 году в Полоцке, учился в Московском университете и участвовал в Русско-японской войне. Он состоял в военно-революционной организации РСДРП, за что пробыл 3 года в тюремном заключении. Юрий Тарич работал в различных театрах, а с 1920-го по 1925-й год руководил театральной секцией клуба им. Свердлова в Кремле, где впервые на сцене сыграл роль Ленина в пьесе «Гибель самодержавия». Он писал пьесы, киносценарии, снимался в кино, а затем стал кинорежиссером. Успех и популярность ему принес фильм «Крылья холопа», высоко оцененный народным комиссаром просвещения Анатолием Луначарским.

Сергей КИРИК

Фото из открытых интернет-источников

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
23 апреля 2024 22 апреля 2024 21 апреля 2024 20 апреля 2024 19 апреля 2024
Все новости