Святые лики Новгорода. В Витебск привезли фотокопии уникальных икон
Витебск стал последним городом в Беларуси, где открылся выставочный проект «Святыни древнего Новгорода – свет, прошедший через века». Экспозиция, подготовленная Государственным музейно-выставочным центром «Росфото» и Новгородским государственным объединенным музеем-заповедником, побывала кроме северного региона еще в двух областях Беларуси – Минской и Могилевской.
В Витебском художественном музее (филиале Витебского областного краеведческого музея) до 18 декабря можно ознакомиться с иконописными памятниками древнего Новгорода. Экспозиция включает в себя высококачественные цифровые копии икон XI-XV веков.
Иконописная школа Новгорода известна во всем мире. Во многом благодаря тому, что Новгород оставался культурным центром в годы монголо-татарского ига. Здесь не только сохранили византийскую традицию, которая стала основой искусства Руси, но и обогатили ее элементами местного стиля.
У посетителей есть возможность увидеть образцы иконописи XV века, знаменитые иконы-святцы, так называемые «таблетки». Искусствоведы называют их особым явлением в истории древнерусской живописи. Небольшие двухсторонние аналойные иконы писали на покрытой грунтом ткани, экземпляры XV-XVI веков являются редкими памятниками иконописи.
Представленные в рамках экспозиции копии были обнаружены в стенах Софийского собора в Новгороде. Оригиналы икон находятся в собрании Новгородского государственного объединенного музея-заповедника.
Краткий экскурс в историю Новгородской иконописной школы сделал председатель комиссии по культуре и творчеству Витебской епархии, протоирей Николай Прусаков. Он обратил внимание на то, что представленные иконы периода XI-XV веков дают возможность проследить путь, который прошла школа. Если вначале этого периода Новгород подражал Византии, эти традиции в творчестве иконописцев были очень сильны, то на период XIV-XV веков приходится расцвет исключительно Новгородской живописи.
Он также заметил, что икона – это не картина. Тот, кто далек от их духовного смысла, может любоваться техникой и красками, восхищаться мастерством иконописца. Но для человека верующего основной является духовная сторона.
– Икона несет особенную энергетику, которая снисходит свыше и называется благодатью, – рассказал отец Николай. – Не столько сам иконописец пишет икону, сколько ему помогает особая харизма. Человеку свыше дается возможность писать и постигать духовные истины, которые выше человеческого земного бытия.
Протоиерей также отметил, что копии не менее интересны, чем оригиналы. Тем более, мировая тенденция такова, что оригинальные произведения все реже появляются в музеях, а современная техника предоставляет возможность сделать качественную копию. Кстати, к музыкальным копиям мы давно привыкли: музыкальные записи мы слушаем каждый день, в то время как на концертах бываем не слишком часто.
– Хотелось бы и дальше иметь возможность принимать участие в подобный проектах, – отметил отец Николай. – Очень интересны Московская и Псковская иконописные школы. И увидеть работы их представителей – это всегда событие, потому что ранее в Витебске такого уровня иконопись не достигала никогда. Можно сказать, что именно сейчас Витебская иконописная школа показывает высокие результаты. И это – повод организовать выставку современных белорусских иконописцев. Кроме Витебской, я бы еще обратил внимание на Минскую школу иконописи и Оршанскую, где появляются очень интересные образа.
Директор краеведческого музея Татьяна Старинская поддержала идею, тем более, отметила она, в фондах учреждения культуры есть 300 современных икон.
– Символично, что эта выставка проходит в нашем городе во время Рождественского поста, – сказала она. – И важно, что вход на экспозицию бесплатный и святые лики может увидеть любой желающий.
Виктория ДАШКЕВИЧ
Фото автора