Стиль жизни

Топ-11 запретных тем для разговора с коллегами

Каждый из нас имеет представление о деловом этикете и секретах общения с партнерами и коллегами. Эйчары и эксперты по корпоративной культуре отмечают, что некоторые считают коллектив едва ли не своей второй семьей и охотно делятся радостями или проблемами с соседом по рабочему столу. А зря – демонстрируя таким образом «болевые точки», можно легко нажить проблемы и нанести ущерб своей репутации.

Изучив мнения в сообществе HR-специалистов, корреспондент портала 1prof.by составила топ, запретных тем для разговора с коллегами, поделив их на 4 блока.

Острые социальные темы

Политические диспуты. Эйчары дружно рекомендуют не обсуждать политику на рабочем месте. В наше время эта тема затрагивает личные взгляды и порой вызывает негативные эмоции. Еще одна веская причина, по мнению HR-эксперта Марии Ефремовой, заключается в том, что, высказывая свои политические предпочтения, можно ненароком обидеть коллегу. Это грозит недопониманием и, как следствие, спором и ссорой. В итоге когда-то теплые отношения будут испорчены. Специалист рекомендует не делится мнением о политических кандидатах, партиях и происходящих событиях: от политических диспутов добра не жди.

Религиозные дискуссии. Необязательно держать в тайне вероисповедание. Упоминать в разговоре церковные праздники – вполне нормально, но не более того. Надо учитывать, что религиозные убеждения людей довольно сокровенная тема, основанная на семейных традициях.

– Среди коллег могут быть люди с ценностями и взглядами отличающимися от ваших, поэтому не стоит заводить религиозные дискуссии, пытаясь обратить сослуживца в «правильную» веру, – дает совет эйчар Ольга Фролова.

Межличностные отношения

Оценка руководства или коллег. Даже если действия начальника вызывают недоумение, раздражают или выводят из себя, не стоит обсуждать своего руководителя с сослуживцами. Неприязнь к человеку (будь то начальник или коллега) приводит к обмену мнениями в коллективе. Высказывания типа «какой тупой, как он только у нас работает» могут повлиять на вашу карьеру и даже стать поводом для увольнения.

– Тех, кто обсуждает поступки других за спиной, не любят нигде. Нельзя быть уверенным, что секретная информация, которую вы доверите сослуживцу, не будет использована против вас, – уверен рекрутер Игорь Босый.

А консультант одной из рекрутинговых компаний Ирина Серафимова добавляет, что обсуждение руководства – вопрос порядочности: «Распространяя сплетни про коллег, рано или поздно сами станете объектом пересудов».

Профессиональные планы. Не делитесь ни с кем своим желанием сменить работу. О ваших карьерных амбициях могут доложить руководству. Хотя, если вы не прочь взять на себя нагрузку побольше или задумались о построении своего бизнеса, вашего руководителя обязательно нужно уведомить про это.

– Нормально рассматривать нынешнюю работу как ступеньку к новым высотам, но придержите эмоции. Разговор о будущих успехах заставит шефа сомневаться в вашей преданности компании и возмутит коллег, – предупреждает эйчар Мария Ефремова.

Критика предыдущего места работы. О накопленном трудовом опыте и бывших сослуживцах надо говорить с уважением, либо вообще не вспоминать. В идеале обсуждать предыдущего работодателя надо максимально сдержано.

– Если приходится отвечать на «неудобные» вопросы о прежнем боссе, ссылайтесь на то, что «не увидели перспективы для себя, поскольку реализовывать задачи, требующие детальной проработки, в установленные сроки не представлялось возможным: в компании высокий процент текучести кадров, а новым сотрудникам нужно время для адаптации, поэтому стратегия развития постоянно менялась, – советует рекрутер Игорь Босый.

Финансы

Зарплата. По словам HR-эксперта Ирины Серафимовой, с коллегами ни в коем случае нельзя обсуждать уровень заработной платы. В одни компания документально закреплено табу на разглашение размера зарплаты, в других – выстроена индивидуальная система мотивации в виде бонусов и премий. Узнав, что вам начислено больше, коллега, занимающий такую же должность, может начать судачить о вас с сослуживцами или что еще хуже побежит прямо к нанимателю разбираться c разницей в заработной плате. Своими откровениями вы подрываете авторитет шефа в глазах коллектива.

 – Не выведывать информацию об окладе коллег и не хвастаться своей – главное правило, – уверена эйчар Ольга Фролова. – Сведения о ваших высоких доходах коллегу с аналогичной должностью и большим стажем работы в компании может обидеть. Такая ситуация в итоге усугубит отношения в коллективе и повлияет на мнение руководства о ваших компетенциях.

Финансовые проблемы нельзя обсуждать по двум причинам. Коллеги могут подумать, что вы хотите завуалировать свою просьбу о ссуде, повышении заработной платы или изменений условий контракта. Вторая проблема заключается в негативной оценке людей с финансовыми трудностями.

Дорогие покупки. Не хвастайтесь перед коллегами дорогим отпуском или недавней покупкой шикарного авто из элитного салона. Упоминание о крупных тратах может вызвать негативную реакцию менее обеспеченных офисных «друзей» и сделать вас уязвимыми для воровства.

– Как можно меньше упоминайте о своем образе жизни и имуществе, так вы сможете обеспечить свою безопасность и сохранить отношения в коллективе, – предупреждает Мария Ефремова.

Слишком личное

Семейные проблемы. Не рассказывайте коллегам о проблемах с домочадцами. Сотрудники могут доложить нанимателю, а он решит, что трудности в семье плохо скажутся на вашей работе.

– Некоторые люди расценивают обсуждение семейных проблем с третьими лицами как предательство и даже измену. Это может стать поводом для ссор и серьезных разногласий в семье, – поделилась опытом Ирина Серафимова.

Здоровье. Говорить о спорте и здоровом образе жизни, заплывах в бассейне и диетах вполне допустимо. Но ситуация коренным образом меняется, когда дело доходит до обсуждения проблем со здоровьем. Если у вас есть серьезное заболевание, не афишируйте свои болячки на работе.

– Вы можете просто упомянуть, что собираетесь пойти к врачу, или вообще избежать этого разговора. Если вам нужен отпуск по болезни, попросите его. Слишком углубляться в детали не стоит, – рекомендует Игорь Босый.

Интимная жизнь. Кто согревает вашу постель – ваше личное дело и одна из главных запретных тем для разговоров с коллегами. Как, впрочем, не стоит афишировать и служебный роман, если уж он случился. Не ставьте людей в неловкое положение и оградите себя от сплетен.

– Не раскрывайте детали сексуальной жизни. НИКОГДА. Чужим людям не нужно знать, что происходит в спальне. Обсуждение интимной жизни неправильно с юридической и морально-этической точки зрения. Если вы хотите довериться кому-то, пусть это будет хороший друг. Или психотерапевт, – констатировала Ольга Фролова.

О чем тогда говорить с коллегами? Подсказки от эйчаров:

  • Погода: всегда будет актуальна для разговора.
  • Еда: расскажите о последнем ресторане или гастрофестивале, который вы посетили.
  • Текущие события: вспомните истории, связанные с работой или студенческой порой.
  • Культура: расскажите сослуживцам о вчерашних телешоу, сериалах, книгах, выставках, которые вас впечатлили.
  • Спорт: обсуждаем футбол или занятие фитнесом, пешие или велосипедные прогулки, которым вы накануне посвятили досуг.
  • Путешествия: вспомните забавный случай, произошедший с вами или другими отдыхающими в отпуске.
  • Смешные истории: весело болтать, шутить и язвить можно сколько душе угодно. Главное – чтобы на работу оставалось время!

Анжела ЛЮДЫНО

Фото из открытых интернет-источников