Стиль жизни

Украшения, посуда и даже мебель из проволоки. Что известно о народном ремесле Словакии

В конце XVII века в окрестностях города Тренчин возникло одно из самых необычных ремесел – плетение из металлической проволоки. В Словакии это ремесло получило название «дротарство» (drotárstvo), от местного слова «drôt», что значит проволока.

Именно в конце XVII века на востоке Словакии, входившей в Австрийскую империю, строились заводы по производству проволоки. Бедность местных земель, тяжелые социально-экономические условия и нехватка качественных пахотных земель вынуждали местных жителей искать работу на заводах.

По возвращению в родные села, словаки придумали собственный способ сохранения глиняной посуды. Расколовшуюся миску или чашку опутывали проволокой, продлевая таким образом срок их эксплуатации. Прошло время и они стали делать самые разные предметы и домашнюю утварь: сетки, клетки для птиц, ящики для цветов, подставки, крючки, вешалки, абажуры, корзины, сита, подносы, ершики, подстаканники и многие другие, необходимые в обиходе предметы. А еще из проволоки плели мебель, корзины, украшения, декоративные фигурки птиц и животных. Инструмент мастера был нехитрым: мотки цветной проволоки различной толщины, плоскогубцы, щипцы для скручивания, шило. Умельцев стали называть дротарями. 

Местная легенда гласит, что однажды эти мастера построили из серебряной проволоки мост через Дунай. И пусть только легенда, она говорит о высоком уважении, с которым люди относились к дротарям и их замечательному ремеслу.

Известно, что в конце XVIII века словацкие мастера сплели из проволоки изумительную колыбельку и преподнесли ее в дар императрице Марии Терезии. Подарок настолько понравился императрице, что она позволила дротарям беспрепятственно странствовать в пределах огромной Австрийской империи, открывать собственные мастерские и передавать свое ремесло всем желающим. Вскоре на землях Австрии Венгрии, Чехии и Польши появились странствующие мастера с деревянными ящиками и мотками проволоки.

Чтобы расположить к себе незнакомых людей, у которых можно было остановиться пока делалась какая-либо вещь, надо было иметь покладистый характер и веселый нрав. Мастер во время работы мог развеселить домочадцев разными байками, прибаутками, песнями, а иногда даже гаданиями на разбитом горшке. В дом, где ночевал дротарь, по вечерам приходили люди, чтобы услышать что-нибудь интересное. Ведь мастер, переходя от села к селу, знал все, чего не могли знать местные сельчане.

Со временем в домашнем хозяйстве наряду с керамической стали использовать и жестяную посуду, что добавило работы дротарям. Это были мастера на все руки, они умели лудить, паять, оцинковывать посуду, делать из жести разные лопатки, терки, лейки, противни, коробки, мышеловки, фонари и многое другое.

В поисках заказов словацкие дротари странствовали в одиночку и группами по Европе, Азии, а особенно смелые и предприимчивые добирались даже до Америки. Многие из них основывали на новых местах дротарские мастерские, которые иногда становились большими предприятиями.

В середине XIX века мастерские словацких дротарей появились в Санкт-Петербурге и Москве. В 1897 году словацкие мастера получили право поставлять и ремонтировать кухонную утварь для царского двора. А в начале XX века в Петербурге был уже десяток дротарских мастерских, где трудились около двухсот мастеров. Такие мастерские были в Баку и Тифлисе, Харькове, Киеве и Одессе. Дротари освоили даже производство самоваров и медогонок.

Кроме предметов обихода, эти мастера создавали и настоящие произведения искусства. Используя латунную, посеребренную и позолоченную проволоку они плели украшения, миниатюрные вазочки и светильники с оригинальными узорами, скульптуры. Умельцы расширили ассортимент изделий, превратив их в настоящие художественные произведения. У кружевниц и вязальщиц позаимствовали они различные узоры, которые добавляли легкости и оригинальности их изделиям.

Лишь благодаря горстке словацких мастеров это ремесло существует и поныне. В Словакии чтят традиции. И сегодня у дротарей есть последователи, создающие бижутерию и оригинальные изделия из проволоки. Словацкие мастера ищут новые формы, сочетают проволоку с другими материалами, чтобы древнее ремесло органично вписалось в современный интерьер.

Искусство дротарей стало примером богатой народной фантазии и способности человека увидеть прекрасное в самых обыденных вещах. Так ремесло превращается в искусство, изменяя окружающий мир в лучшую сторону.

В 2019 году ремесло словацких дротарей было внесено в список ЮНЕСКО как нематериальное культурное наследии человечества.

Сергей КИРИК

Фото из открытых интернет-источников