Уникальный фестиваль в уникальном формате: в Витебске во второй раз прошел «Арт-парад»
Международный фестиваль-конкурс, впервые организованный в областном центре в прошлом году, организаторы и участники назвали беспрецедентным для Беларуси. Мероприятие было не только соревновательным, но и образовательным. Второй «Арт-парад» стал еще более необычным и прошел онлайн, объединив представителей 28 стран мира.
Более 600 участников состязались в номинациях: вокал, хореография, инструментальная музыка, изобразительное и декоративно-прикладное искусство и художественные ремесла.
Эксклюзивный форум
Записи выступлений доступны в Сети и сегодня – проникнуться духом фестиваля можно в любое удобное время. Точно так же, как и пересмотреть мастер-классы, которые, к слову, были очень разнообразными: адресованными и исполнителям, как, например, занятия по грузинскому танцу от хореографа, композитора, поэта, актера, танцора, певца Тимура Коридзе, и педагогам – заведующая кафедрой хореографии, профессор Белорусского государственного университета культуры и искусств Светлана Гутковская рассказывала о работе с детьми над постановкой.
Вот только пообщаться в живом чате с экспертами уже не получится. Именно возможность такой коммуникации стала главной отличительной чертой нынешнего форума. Конкурсанты не только видели, кто из членов жюри какую оценку им поставил, но могли сразу же спросить, что не понравилось в выступлении или, наоборот, какие его стороны были особенно сильными.
К примеру, член жюри Петр Елфимов во время судейства постоянно был в активном чате и комментировал каждое выступление.
– У нас нет задачи столкнуть исполнителей, сделать так, чтобы они боролись за какое-то место, диплом, право приехать на Международный фестиваль искусств «Славянский базар», – говорит генеральный директор Центра культуры «Витебск» Глеб Лапицкий. – Напротив, мы стараемся так выстроить программу, чтобы исполнитель имел прямой доступ к тому или иному члену жюри. На «Арт-параде» важно общение и то, чтобы оно закончилось реализацией новых проектов.
Заметим, судейство конкурса тоже имело непривычный формат. Вначале каждый член международного жюри оценивал участников в своей номинации, а потом председатели судейских команд объединились, чтобы выбрать обладателя Гран-при. И на этом этапе состязались представители самых разных искусств. Но можно ли поставить в один ряд, скажем, картину и танец? Есть ли критерии, по которым можно было бы сравнить продукт в настолько разных сферах? Глеб Лапицкий уверен, что так не только можно, но и нужно делать.
– В наше время важно создавать продаваемый продукт, – говорит он. – Мы можем петь или танцевать, играть инструментальную музыку или писать картины. Но самое главное, что создает каждый творческий человек, – это эмоция. А она может быть равноценной и от хореографической композиции, и от живописного полотна. Гран-при фестиваля – не только признание профессионализма, а что-то большее. Хореографа из жюри настолько впечатляет выступление пианистки из Мальты, что он ставит ей высший балл. Чем это можно объяснить? Только некой химией, присущей любому творчеству, независимо от форм и жанров.
Онлайн опробован успешно
Фестиваль в нынешних условиях столкнулся с разными вопросами. Чтобы обеспечить онлайн-трансляцию, например, потребовалось специальное оборудование, а для работы с ним пришлось дополнительно привлечь профессионалов. Но даже для них этот опыт оказался новым: трансляции шли в прямом эфире по 12-14 часов. При этом необходимо было обеспечить включение членов жюри, которые выходили на связь из 12 стран мира, и показ мастер-классов. Так, Наталья Баннова, подключившись из Москвы, объективно разобрала типичные ошибки конкурсантов и подсказала, как их избегать в будущем. Илона Багеле раскрывала секреты певческого дыхания из Риги. Константин Москович рассказывал про историю народного инструмента из Майами. Амре, находясь в заснеженной Астане, делился опытом участия в конкурсе исполнителей эстрадной песни, на который смог попасть только с третьей попытки.
Традиционно напряженной была работа режиссерско-постановочной группы, на которую возлагались прием и обработка заявок, составление программы фестиваля, подготовка сценария и другие организационные вопросы. Непривычным было только, пожалуй, отсутствие репетиций.
Существенно расширилась работа отдела рекламы и дизайна. Кроме стандартных баннеров, афиши, аудио и видеоролика, дизайнерам пришлось придумывать фирменный стиль трансляции: титры для каждого конкурсанта (а их было, напомним, более 600!) и члена жюри, оценочные таблицы для разных номинаций и составов жюри, заставки к каждому событию, анимации, а также для удобства конкурсантов и педагогов параллельно вести «прямой эфир» в аккаунтах @gck.vitebsk и на сайте gck.by.
– Мы хотим сделать видео более смотрибельным. Для этого его обработаем и разделим на части, – пояснила заместитель генерального директора по рекламе и связям с общественностью Юлия Вайлунова-Шинкевич. – Под каждым видео появится расширенная программа. Это поможет сориентироваться тем, кто захочет вернуться к просмотру конкретного выступления или мастер-класса.
Однако несмотря на некоторые организационные трудности, онлайн-формат подарил фестивалю много возможностей. Огромным плюсом стал возросший интерес к форуму. Первый конкурсный день, например, просмотрели 5 000 пользователей YouTube. Но главное – это обширная география участников.
– Возможно, если бы нужно было оплатить перелет и гостиницу, обладательница Гран-при – пианистка Дэфни Дэликата из Мальты не решилась бы принять участие в фестивале, – рассуждает Глеб Лапицкий. – А благодаря онлайн-формату мы узнали о ее творчестве. И теперь с нетерпением будем ждать приезда Дэфни на «Славянский базар».
Кстати, своим решением дирекция фестиваля присудила 2 главных приза. Вторым обладателем Гран-при стал народный театр-студия современной хореографии Центра культуры «Витебск», которым руководит Диана Юрченко. И генеральный директор учреждения культуры уже мечтает о том, чтобы эффектно совместить победителей в одном номере.
Найти грань между форматами
Организаторам «Арт-парада в Витебске» удалось решить одну из главных проблем онлайн-форумов – монетизировать его. Каждый участник проекта платил членский взнос. Глеб Лапицкий заметил, что для получения большего дохода можно было бы сделать платным эфир – не для участников, а для желающих приобрести право эксклюзивного просмотра мастер-классов. Но стремление охватить как можно большую и разновозрастную аудиторию удержали от этого шага. Скорее всего, условия не изменятся и через год.
Кстати, сегодня генеральный директор Центра культуры «Витебск» уверен: даже в условиях нормализации эпидемической обстановки «Арт-парад» полностью не откажется от формата онлайн:
– Онлайн мы в любом случае оставим, – заверяет он. – Также планируем вернуться к традиционной форме проведения, так как хотим, чтобы люди к нам приезжали, чтобы Витебск туристический развивался.
Однако партнер «Арт-парада» – туристическая фирма «Илва» смогла и в предложенных обстоятельствах познакомить участников с городом – разработала и провела интерактивную экскурсию, видеопрогулки для русско- и англоговорящих зрителей, благодаря которым участники будто прошлись по витебским улочкам, увидели главные достопримечательности, заглянули в музей Шагала.
– Провести такой фестиваль было сложно, – резюмирует Глеб Лапицкий. – Но я горжусь тем, что все получилось. Кроме всего прочего, это показывает адаптивность нашего учреждения к новым формам работы. На открытии фестиваля мы боялись, что эмоции от заочного контакта будут не такими яркими, как от живого фестиваля. Но на закрытии поменяли свое мнение – драйв был другим, но, определенно, не менее сильным.
Виктория ДАШКЕВИЧ
Фото с сайта Центра культуры «Витебск»