В Беларуси есть своя Монголия! Продолжаем путешествовать по деревням
Проехав по Беларуси не одну сотню километров, мы побывали в «африканском» Бенине, на «Ближнем Востоке» в Палестине, добрались до «Европы», посетили Чехию и Литву. И вот новая точка на карте – Монголия. Деревушка с таким названием находится на севере страны, в Витебской области, недалеко от города Сенно. Туда мы и отправились «за семь верст» в один из дней.
Расстояние от Минска до Белицкого сельсовета, на территории которого находится загадочная Монголия, – немногим более 200 километров. Дорога занимает около двух с половиной часов. По традиции первым делом заезжаем в Белицкий сельисполком, расположенный отнюдь не в Белице (как вы могли бы подумать), а в агрогородке с революционным названием Пламя.
Оказывается, деревню переименовали еще в 1917 году. И теперь администрацию Белицкого края надо искать в Пламени – почти как Ленобласть и Санкт-Петербург в России.
По всей видимости, географический казус все-таки смутил навигатор: пару раз мы заехали сначала на какую-то заброшку, а потом и вовсе на местное кладбище. Но язык до сельсовета всегда доведет. С помощью жителей отыскали председателя сельисполкома. Правда, нашли мы Василия Кошелева не в кабинете за рабочим столом, а на территории усадьбы Святских. В этот день Василий Владимирович вместе с активистами и добровольцами сажал там деревья.
«Давайте посадим всё, что запланировали, а после поедем в Монголию, – предложил сельский мэр, когда мы рассказали о цели своего приезда, и, улыбнувшись, добавил: – Если желаете, можете присоединиться к нашей акции». И мы, конечно же, присоединились. Так что теперь в старинном усадебном парке будут расти и наши березки.
От агрогородка Пламя до мистичной Монголии всего 4 километра. «Там сейчас только один жилой дом остался, – предупредил Василий Кошелев, – а всего их там два». Последние из монгольских могикан – 80-летняя Мария Зарубицкая и ее сын Иван Степанович. К ним мы и отправляемся вместе с Василием Владимировичем, который согласился быть нашим гидом. «Вот в этом доме, – председатель показывает в сторону небольшой, с виду еще вполне ладной деревенской постройки, – уже несколько лет никто не живет. Хозяйка в Сенно переехала, хотела дом продать, но кто ж его купит? Места здесь не дачные. У нас только леса вокруг, нет ни озера, ни речки». По его словам, из-за отсутствия спроса на недвижимость практически все дома в Монголии пришлось сносить, а земли отдавать под сельхозугодья.
Как рассказала чуть позже Мария Зарубицкая, к которой мы зашли в гости, большой их деревня, собственно, никогда не была. В лучшие времена насчитывалось дворов 14. «Не было у нас тут ни клуба, ни магазина, – вспоминает она. – Но соседи хорошие жили». Сама Мария Алексеевна не местная, родилась и выросла в соседней Отрадной, сюда же вышла замуж еще в начале 1960-х. Жили с родителями мужа, работала в поле и на зернотоку в колхозе. Позже, когда супруга похоронила и деревня стала пустеть, ей, говорит, не раз предлагали переехать из Монголии поближе к цивилизации. «У меня дочка в Сенно живет, зовет к себе, а я не соглашаюсь: жалко хату оставлять, привыкла я», – объясняет женщина.
На вопрос: не скучно ли в деревне, хозяйка показывает на телевизор, стоящий почти в центре комнаты. «Я люблю передачи Малахова, а сын кино, особенно про войну, – говорит она. – А я боюсь этих фильмов. Ну как смотреть, когда людей заживо сжигают. Я и не гляжу потому». Еще два-три года назад Зарубицкие держали небольшое хозяйство. «Поросята были, но теперь тяжко стало за ними глядзець, – сетует Мария Алексеевна. – Сын помогает: дрова поколет, по хозяйству что-то сделает, а я есцi готовлю, вот клубнику трошкi посадила, морквы, цыбулi». Все остальное привозит автолавка. «Пенсия у меня хорошая, на все хватает, – продолжает собеседница. – А калi нужно, так и врачи приезжают, лечат нас. Так что всем я довольна, можно жить».
Попрощавшись с хозяйкой, по традиции уезжаем не сразу: надо сделать фото и видео деревушки. Возможно, в будущем она навсегда исчезнет с географических карт страны, оставшись лишь в воспоминаниях ее бывших жителей. «Кстати, Мария Алексеевна сказала, что не помнит, почему деревня зовется Монголией, может, вы знаете?» – спрашиваю у Василия Кошелева, пока ребята собирают ценные кадры для истории. «Скорее всего, топоним произошел из-за здешних песчаных земель, – отвечает он. – Сильный ветер поднимал песок, крутил, вот люди и стали называть это место Монголией».
На обратном пути Василий Владимирович рассказывает о здешних местах: «Не так далеко отсюда в лесу находится уникальное языческое капище X века с аутентичным каменным идолом. О нем мало кто знает, потому, наверное, поляна та и сохранилась». По его словам, о существовании древнего капища в этих лесах еще в начале XX века упоминали ученые. Но найти его не удавалось. «Там кругом болота, – говорит наш гид. – Добраться даже сегодня большая проблема». Перспектива увязнуть в топи не показалась нам особо увлекательной, поэтому мы не стали настаивать на экотуре по лесам и болотам. А вот альтернатива, предложенная Василием Кошелевым, представилась нам более интересной – экскурсия по усадьбе Карла Святского в сопровождении местного краеведа и знатока истории здешних мест Галины Прокофьевой.
Галина Ивановна – учитель начальных классов. В Белицкой средней школе, где она преподает, нас уже встречают. Директор Екатерина Рябушко просит подождать, пока Прокофьева закончит работу. Есть время, и мы отправляемся в школьный музей, экспонаты которого собраны руками не одного поколения учеников и учителей.
«Когда я пришла сюда работать, то у нас было 250 ребят, а сейчас всего 41, – сетует Екатерина Ивановна и продолжает: – Конечно, очень переживаем из-за этой тенденции. Мы ведь остались единственной школой в округе. Остальные закрылись. У нас учатся дети из трех населенных пунктов».
Сегодня в самом большом классе – в 8-м – семь учеников, а вот первоклашек – только один. «Получается, учителя с детьми на уроках, как репетиторы, занимаются?» – спрашиваем у директора. «Да, тут уж не спрячешься за спину соседа», – улыбается она в ответ. Минут 20 спустя к нам присоединяется и Галина Прокофьева. Как выясняется, ее интерес к усадьбе Святских отнюдь не праздный. «С ней связана история моей семьи, – чуть позже объяснит она. – Мой дед Роман Николаевич в детстве был пастушком у Карла Святского. И мне захотелось как можно больше узнать о нем и его семье».
Земли вокруг Белицы еще в середине XIX века приобрел польский шляхтич Иосиф Святский, основав здесь усадьбу, которая в 1906 году перешла по наследству его сыну Карлу. «Посмотрите налево, видите эти постройки? – обращает внимание Галина Ивановна, с которой мы отправляемся на экскурсию по агрогородку. – Здесь были фермы, где содержали племенной скот, к ним примыкает здание сыроварни, рядом – корчма. А справа от нас бывший панский спиртзавод, пекарня». Масштаб усадебного комплекса впечатляет, мы искренне восхищаемся увиденным. «Да, Святские построили по тем временам огромное имение и организовали в нем современное сельхозпроизводство и переработку продукции, которые потребовали огромных средств, – продолжает рассказ краевед. – Существует версия, что где-то под Крупками Карл нашел тот самый загадочный клад Наполеона, легенды о котором ходят до сих пор. Так это или нет, никто не знает. Но деньги были потрачены действительно немалые».
К слову, Карл Святский значительно приумножил достижения отца, став настоящим экспертом в аграрной области, – возглавлял Минское сельскохозяйственное общество, писал научные статьи по проблематике, выступал с лекциями. Кроме того, он был настолько уверен в качестве своей продукции, что не стеснялся клеймить производимые в Белице сыры своим именем.
Более чем столетние строения времен Святских в Пламени сохранились до наших дней, хотя следы запустения их не миновали. Особенно пострадал панский дом, который, по словам местных жителей, еще до середины 80-х годов прошлого века находился в сохранности. В разные периоды здесь были сельхозтехникум, школа, общежитие. Но в конце 1980-х здание решили отремонтировать. Сняли крышу, а денег на реновацию не нашлось. Так оно и осталось стоять под открытым небом. «Ну и люди, конечно, «помогли», – с грустью отмечает Галина Ивановна. – Стали растаскивать по кирпичикам».
К слову, в усадьбе в 1903–1904 годах жил и работал на местном спиртзаводе молодой Янка Купала, о чем свидетельствует информационная табличка на стенах усадебного дома. «В начале 1980-х здесь находилось школьное овощехранилище, и мы детьми приходили сюда перебирать картофель, – вспоминает Прокофьева. – Учителя показывали нам комнату, в которой жил поэт. Помещение было небольшим, с печкой и бочкой для нагрева воды, окошко было маленьким. Старожилы вспоминали, что Янка Купала любил ходить по здешним местам, общаться с крестьянами, читать им стихи».
…Экскурсия заканчивается в усадебном парке у панского дома – там, где и началось наше утреннее знакомство с Белицким краем. «Конечно, нам жаль, что такой интересный усадебный комплекс постепенно разрушается, – говорит на прощание педагог. – Но мы не теряем надежды, что со временем найдутся средства на его восстановление и мы будем водить экскурсии для гостей со всей Беларуси».
Юлия ФЕДОТОВА
Фото Валерий КАРТУЛЬ
Видео Иван БЕЛКОВ