В белых халатах, со скальпелем и пинцетом. Вы удивитесь, но наши герои не имеют отношения к медицине
Умение сохранять произведения искусства – показатель высокого уровня культуры. А трудятся над этим реставраторы.
Реставраторы возвращают к жизни бесценные произведения искусства, по крупицам оживляя творения великих мастеров. Суть работы – восстановление уникальных памятников культуры. Это может быть старинный храм, оружие, редкие книги, монеты, посуда, мебель и многое. Реставрация произведения искусства начинается задолго до того, как эксперты решатся на первое вмешательство. Чтобы только почистить предмет, требуются кропотливые исследования, которые могут растянуться не на один месяц.
Самый важный и магический этап работы — раскрытие картины, когда из-под темных вековых слоев появляется авторская живопись.
В хранилище Национального художественного музея лежат сотни произведений искусства, ожидающих реставрации. Многим из них приходится годами ждать, когда к ним прикоснуться руки мастера, ведь над одним объектом реставратор может трудиться несколько месяцев.
Реставраторы Национального художественного музея Республики Беларусь работают в белых халатах. Их инструменты не только кисти и краски, но и микроскопы, скальпели и пинцеты. Нужно уметь отремонтировать рассыпающуюся доску иконы или холст, раскрыть спрятанную под слоями живопись. Они умеют работать с точностью до миллиметра.
В музее работают художники-реставраторы по живописи и графике, полихромной скульптуре и текстилю, фарфору и кожи. Реставрация совсем не скучное и пыльное занятие, это увлекательное, творческое дело, требующее не только общих профессиональных навыков, но и умения мыслить оригинально. К примеру, иконы, покрытые лаком, темнеют лет за 50 лет: лаковая пленка перестает быть прозрачной, теряются ее оптические свойства. Люди десятилетиями, а то и веками, подкрашивали, поновляли иконы, их изображения теряли свой облик, иногда получался даже другой сюжет! Сейчас, если на реставрируемой иконе и делается авторское вмешательство, то в технике отличной от оригинальной, все происходит обратимым материалом, чтобы эту тонировку можно было легко убрать.
В своей работе реставраторы используют как традиционные, так и новейшие технологии и материалы. При этом в основе любого реставрационного процесса всегда лежит классический принцип «обратимости» используемых материалов, сохранения исторического формата и материальной основы предмета.
Где может работать реставратор:
- музеи и галереи;
- исторические хранилища
- научные лаборатории
- аукционные дома
- антикварные магазины
- реставрационные мастерские.
Благодаря труду и мастерству реставраторов Национального художественного музея, возрождены сотни ветхих холстов, икон, книг и скульптур, ставших культурным наследием Беларуси.
Сергей КИРИК