Белорусская писательница рассказала, можно ли заработать в сфере
Наверх

В БГУ могут начать выпускать писателей: куда пойдут выпускники, и нужно ли им вообще образование

03 марта 2025

В ноябре 2024 года декан филологического факультета Белорусского государственного университета Сергей Важник рассказал журналистам о планах по открытию новой специальности – «писатель». Сегодня, во Всемирный день писателя, мы решили узнать, есть ли у общества запрос на новых авторов, а у самих авторов – желание получить профильное образование.

«Мы и так обучаем этому студентов»

Сергей Важник называет свой факультет аналогом Литературного института им. Горького в Москве. Ни для кого не секрет, что большинство людей, поступающих на филфак, либо уже пишут, либо планируют. Но факультеты отличаются, а конкретно минскому факультету есть, чем похвастаться:

– Многие наши выпускники становились и продолжают становиться известными белорусскими писателями и поэтами. Восемь из 18 народных поэтов Беларуси – выпускники нашего факультета. К ним, например, относится Владимир Каризна (автор государственного гимна Республики БеларусьПрим. ред.). Не так давно престижную «Русскую премию» получила другая наша выпускница – Хелена Побяржина.

Спрос на хороших писателей, уверяет собеседник, был всегда. Сейчас он высок как никогда:

– Неслучайно Президент постоянно ставит задачу перед Союзом писателей: нужны произведения о современности, о молодежи. Видимо, раз глава государства ставит такой вопрос, значит его не удовлетворяет все то, что выходит из под пера современных авторов. Нужны новые молодые дарования, которые отражали бы современные проблемы по-новому.

Чтобы у молодых авторов лучше получалось отображать действительность печатным словом, им нужны наставники. У каждого юноши или девушки есть любимые писатели, примеры для подражания. Но совершенно другое дело, когда кто-то из них стоит перед тобой и раскрывает секреты своего мастерства.

– Например, на факультете журналистики в учебный процесс вовлечены известные белорусские журналисты. То же самое будет у нас. Если направление откроют, к преподаванию привлекут известных белорусских писателей и поэтов, – рассказал декан.

Правда, по его словам, пишут не только выпускники, но и преподаватели филфака. В качестве примера Сергей Важник приводит преподавателя кафедры русской литературы – Александра Горбачева. Это публикующийся писатель и философ, специалист по военной прозе и один из первых на постсоветском пространстве специалистов по творчеству Владимира Высоцкого. Так что в наставниках дефицита нет.

– Открытие новой специальности – это поиск свежих решений для развития факультета. Это продолжение всего, что мы уже делаем, по сути, «новое старое».

«По билету не отвечу»

Литературные кадры в БГУ выпускает не только филфак. Анна Осокина, выпускница уже упоминавшегося журфака, заканчивала университет по специальности «литературное направление». Первая серьезная проба пера пришлась как раз на первый курс. Сейчас Анна – публикующийся писатель, имеющий множество онлайн публикаций (в том числе на ресурсах, где книги продают), а также одну выпущенную бумажную книгу и одну готовящуюся к выпуску.

– Лет пять назад я полностью переписала ту книгу, которую начала писать на первом курсе и бросила. Весной-летом этого года она планируется к публикации. Называется «Под знаком снежной совы», – поделилась автор. – Это смесь городского фэнтези и детектива. Действие происходит в Минске тех времен, когда город входил в состав Российской империи.

Анна признается, что для писателя важно не столько образование, сколько начитанность. Отметила, что знает нескольких авторов, вообще не имеющих никакого образования, кроме среднего. Да, орфография и пунктуация страдают, но пишут отлично.

Тем не менее, говорит Осокина, образование, особенно связанное с литературой, это то, что писателю лучше иметь, чем не иметь:

– Конкретно у меня были профильные курсы – стилистика, литературное редактирование, критика, авторское право и т. д. Все это откладывается в памяти. Не скажу, что спустя больше десяти лет я помню все, по билету не отвечу. Но эта информация откладывается и служит фоном, который позволяет где-то лучше проникнуться какой-то темой, где-то посмотреть на нее под другим углом.

Прокачивать писательские навыки Анне помогали знакомые, с которыми она вместе училась по направлению «литературное редактирование», и коллеги по «Советской Беларуси», в которой девушка работала до того, как смогла зарабатывать на жизнь писательством. Помощь коллег, кстати, еще один на первый взгляд неочевидный бонус от образования, связанного с литературой.

На вопрос, чему бы она сама стала учить начинающих авторов, позови Сергей Важник ее на филфак в качестве преподавателя, Анна ответила:

– Нас, журналистов, с младых ногтей учили искать информацию. Сейчас, с одной стороны, этим заниматься легче. С другой – очень много фейков. Умение ориентироваться в информационных потоках мне очень помогает. Например, для книги «Под знаком снежной совы» надо было изучить много литературы и статей о Минске времен Российской империи. Многие мелочи потом и в книгу не вошли, но послужили важной базой.

Писательница считает, что создание отдельной кафедры будет полезно для талантливых авторов, которые еще не понимают, что им делать со своей рукописью. Наверняка руководители филфака будут иметь какие-то связи с потенциальными работодателями.

«Писатель – элитарная специальность»

Кстати, а что с потенциальными работодателями? В советские годы у белорусских писателей – по крайней мере, достигших определенных успехов, – был официальный «наниматель»: Союз писателей. А сейчас? Ведь если открывается на филфаке новое направление, значит, это кому-нибудь нужно?

Тут стоит отметить, что направление пока не открывается, а лишь анонсировано. На филфаке рассматривают различные схемы его функционирования. Например, наборы могут быть не ежегодными. Новых студентов могут набирать раз в два года, а, может, и раз в пять лет. Подобное уже делают в Академии искусств, когда набирают студентов на авторские курсы какого-нибудь известного актера. В любом случае, считает Сергей Важник, вряд ли это будет толпа выпускников, которых потом непонятно куда девать.

– Писатель – элитарная специальность. Не может быть миллион творцов. Это элита. Хороших авторов – всегда единицы. Да, пишут многие, но талантливы не все, – убежден декан. – Набор не будет большим. Там окажется человек десять. Это как с классической филологией. Многие с этого направления потом уходят в медицинские университеты преподавать латынь, либо в фармацевтические компании, как весь наш первый выпуск.

Привлечь на специальность может хорошая зарплата после трудоустройства. Но могут ли писатели рассчитывать на нее?

Несколько лет назад мы уже записывали интервью с членом Союза писателей Беларуси Виктором Шнипом. Поэт тогда очень ностальгировал по советским временам, когда за сборник стихов можно было получить весьма приличные гонорары, и жаловался на наше время, когда эти гонорары едва достигают прожиточного минимума.

– Поэтому писатель сегодня – это, скорее, профессия энтузиастов. Большинство авторов зарабатывают на хлеб журналистикой, преподаванием, медициной, – вторила ему тогда председатель Союза писателей Беларуси Елена Стельмах.

«Половина заработанного уходит на рекламу»

Анна Осокина на вопрос о трудоустройстве и деньгах отвечает чуть конкретнее, чем декан филфака БГУ, и слегка оптимистичнее, чем Шнип и Стельмах. Но начинает с важных (и неприятных) нюансов:

– Если ты – не автор, издающийся миллионными тиражами, то с бумажной книги ты ничего не заработаешь. Для меня бумажные книги – это, скорее, хобби. Причем довольно дорогое. В продвижение нужно вкладываться, и вносить средства должен автор. В зависимости от деталей заключенного договора на продвижение может уйти весь гонорар.

Да, оказывается, издательство рекламирует только отдельных авторов, на продажи которых делает особую ставку. В большинстве случаев оно берет на себя лишь издание книги и печать тиража. Справедливости ради стоит отметить, что это самая дорогая часть процесса. Правда, если ты – всего лишь бедный студент или скучающая домохозяйка, а не крупная компания, вероятные затраты на продвижение книги могут с непривычки напугать.

– По отзывам более опытных коллег продвижение бумажной книги обойдется минимум в 50 тыс. российских рублей (около 500 долларов США). Это все разом: отзывы книжных блогеров, встречи с читателями, таргетинговая реклама, – рассказывает Анна Осокина. – Многое зависит от того, у каких лидеров мнений вы покупаете обзоры. Я, например, знаю блогера, который предлагает провести совместные чтения со своими подписчиками вашей книги за 20 000 российских рублей (около 200 долларов).

Как призналась Анна, первую бумажную книгу она не рекламировала – просто не знала, что и как делать. Выпуск планирующейся книги про Минск царских времен она собирается встречать во всеоружии: готовятся и встречи с читателями, и рассылка изданий блогерам.

Тем не менее, впроголодь Анна не живет. К услугам молодого писателя – множество платформ в интернете. Они помогают получить не только аудиторию и обратную связь, но и первые гонорары. По правилам одной популярной платформы, первую свою работу автор выкладывает бесплатно. За чтение второй и последующей работ писатель уже может просить плату. Анна признается, что выйти на стабильный и приличный заработок получилось далеко не со второй публикации:

– Я начала зарабатывать на уровне средней зарплаты по Беларуси, на которую я могу оплачивать ЖКУ, кружки ребенка-второклассника. За последние несколько месяцев стало немного хуже, но примерно год назад было просто великолепно. Но это с учетом того, что я замужем. Возможно, одна с ребенком я бы не прожила на эти деньги. А вот одной вполне бы хватило.

Пока Анна штурмует российские «бумажные» издательства, у нее есть полноценная работа, с которой она даже платит налоги. Кому интересно: налоги уходят белорусским органам, в Россию вместо денег раз в год отправляется декларация об избежании двойного налогообложения. Одна проблема: рекламировать свои книги надо и в интернете:

– Сейчас очень много авторов, их тысячи. В любом случае нужен таргет. За него я отдаю половину своего заработка на книгах.

Рассматривала Анна и белорусские издательства, но так и не нашла, куда пристроить свои романы в жанре фэнтези. Увы, российские книгоиздатели пока серьезно выигрывают по жанровому разнообразию. Остается надеяться, что специальность «писатель» действительно откроется и придаст белорусской литературе новый импульс, который издатели не смогут не заметить.

Никита ГРЕБЕННИКОВ

Коллаж автора, фото sb.by и из открытых интернет-источников

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
15 мая 2025 14 мая 2025 13 мая 2025 12 мая 2025
Все новости