Стиль жизни

Вдохновляясь ангелами и звездами: 35-летняя художница из Витебска открыла традиционную выставку

Ежегодно в марте в Витебском областном краеведческом музее, который находится в поселке Октябрьская, открывается выставка уроженки этих мест – члена Белорусского союза художников Натальи Ловицкой-Ермоловой. Не стал исключением и 2021-й, когда вернисажи из-за пандемии проводятся все реже.

Работая в должности художника-дизайнера Национального академического драматического театра имени Якуба Коласа, Наталья находит время для создания живописных полотен.

– Возможно, кто-то все еще ищет в жизни смысл. Я же поняла: он – в труде, – сказала она на открытии выставки. – Любимое дело – это то, что заставляет каждый день вставать с постели. Я желаю каждому найти себе жизненно важное занятие, найти себе применение.

Названием для нынешнего вернисажа стала строка из «Божественной комедии» Данте Алигьери: «Земную жизнь пройдя до половины». Однако обращение к творчеству великого итальянца, а через него и к мировой философской мысли прослеживается не только в словах на вывеске.

В этом году исполнится 700 лет со дня смерти поэта и мыслителя. Его родина готовится отметить эту дату уже нескольких лет. Три работы, представленные белорусской художницей на выставке, – попытка осмыслить значение наследия Данте.

– Сложилось так, что в самые сложные времена этот поэт был рядом со мной, – поясняет Наталья Ловицкая-Ермолова. – На одной из работ я рассказываю Данте свои истории, а он плачет. Каждая песнь «Божественной комедии» заканчивается словами: «…и я взглянул на звезды». Действительно, ничего нет прекраснее их. Этот посыл нашел отражение в моих картинах, тесно переплетясь с завещанием русского богослова трагической судьбы Павла Флоренского. «Когда будет на душе плохо – смотрите на звезды», – писал он в завещании детям.

Глубокий философский смысл открывшейся выставки отметил учитель Натальи – витебский художник Александр Слепов.

– Сейчас Наталья въедается в смысл жизни, хочет понять, для чего это делает, – заметил педагог. – Она занимается классической живописью, но содержание у работ – современное. И самое главное, ее почерк нельзя перепутать – она совершенно индивидуальна.

Еще один триптих, на который обратила внимание сама художница, – «Искушение в пустыне».

– Возможно, название самонадеянное – все-таки в пустыне дьявол искушал Бога, – заметила она. – Но я, как и любой из нас, каждый день борюсь с искушениями. Хочется быть честной с собой, с людьми, делать добрые дела. Но постоянно происходит что-то, выбивающее из равновесия. Ведь дьявол внутри нас, мы постоянно пытаемся найти с ним компромисс. Только сам себя ты можешь наказать и сам себя возвысить.

Улыбающийся ангел на фасаде Реймсского собора – скульптура XIII века, сильно пострадавшая во время Первой мировой войны и чудом уцелевшая, стал для художницы сильнейшей метафорой и вдохновил на создание собственной уникальной картины.

Ценны представленные работы не только глубиной мысли, но и художественными техниками.

– Наталья любит чистые цвета, – обратил внимание Александр Слепов. – Это сложно – брать их и уговорить «дружить» на холсте. Легче цвет подбирать к цвету. Мне очень хочется, чтобы эти глубоко индивидуальные работы достигали самых высоких пределов. Ведь в эпоху интернета нет периферии.

Попробовать разгадать философский посыл художницы и насладиться ее «чистым цветом» в краеведческом музее Витебского района можно будет до 2 апреля.

Виктория ДАШКЕВИЧ

Фото автора