Велопробеги, скидки на кикшеринг, бесплатный проезд. Чем запомнится День без автомобиля в Минске?
Концепцию проведения недели мобильности и Всемирного дня без автомобиля обсудили на пресс-конференции в Национальном пресс-центре. В числе спикеров – представители столичной власти, охраны природы, ГАИ, транспортных и дорожных организаций Минска.
От классных часов в школах до выставок и велопробегов
В 2023 г. белорусская столица в восьмой раз будет участвовать в неделе мобильности. Традиционный комплекс городских мероприятий стартует с 16 сентября и завершится 22 числа городской экологической акцией «День без автомобиля. Беларусь за чистый воздух!». Все они будут объединены общей темой – проблемой загрязнения воздушного бассейна города выбросами автомобильного транспорта. Причем в течение недели мероприятиями охватят различные слои населения – от школьников до старшего поколения.
По словам заместителя председателя Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Татьяны Дубик, школы и гимназии столицы организуют тематические акции, информационные часы, мастер-классы, посвященные проблемам экологии и загрязнения атмосферы. Школьников пригласят на тематические квесты и экскурсии, которые организует «МотоВелоЗавод», а «Минсктранс» – в своем Музее транспорта.
На базе ТЦ «Столица» в течение недели можно будет посетить выставку «История электротранспорта». Для детской аудитории подготовят мастер-класс по изобразительному искусству на тему экологии. Экспозицию работ об экологическом туризме задумал Белорусский зеленый крест.
К проведению недели мобильности ежегодно присоединяется главное управление спорта и туризма Мингорисполкома. Его начальник Максим Воропай к сказанному представителем охраны природы добавил, что поскольку неделя мобильности стартует в канун государственного праздника – Дня народного единства, то традиционные велопробеги, которые запланированы на ближайшие выходные, будут посвящены теме консолидации белорусского общества и сохранения исторической правды.
Так, 16 сентября велопробег в Советском районе станет своего рода патриотической акцией. Он стартует от площади Якуба Коласа в 10:00, участники проедут до Военной академии. Все желающие смогут ознакомиться с инфраструктурой военного вуза, его достоянием, которое хранится в местном музее, и посмотреть военную технику.
Непосредственно 17 сентября утром спортивный велопробег в столице будет стартовать из двух точек: Национальной библиотеки и аквапарка.
– Его участниками станут представители НОК, Минспорта, спортивных организаций. В виде двух «лучей» мы будем соединяться на стеле Минск – город-герой. Запланировано возложение цветов к монументу, – уточнил Максим Воропай.
Представитель Мингорисполкома обратил внимание, что второй год подряд в столице при участии велосипедного клуба «Минск» и Федерации велосипедного спорта организуют семейный праздник «Першы ровар». 16 сентября в Солнечной долине в Октябрьском районе акция соберет юных велосипедистов от 6 до 12 лет, которые смогут принять участие в различных интерактивностях – от массовых велозаездов до гонкок по пересеченной местности.
– Мероприятие направлено на привлечение детей к ЗОЖ, также специалисты отберут перспективных ребят для зачисления в спортшколы, где культивируется велосипедный спорт. Важным аспектом станет и ознакомление ребят с правилами вождения велосипеда. А 23 сентября акция «Першы ровар» соберет детишек в Первомайском и Советском районе, – поделился Максим Воропай.
Татьяна Дубик добавила, что неделя мобильности и День без автомобиля получат широкое освещение в СМИ, а социальная реклама появится на билбордах в городе, метро и наземном пассажирском транспорте.
Эксперимент по измерению загрязнения воздуха
Представитель охраны природы напомнила, что ежегодно, начиная с 2016 года, в ходе недели мобильности экологи осуществляют эксперимент по измерению концентрации загрязняющих веществ в атмосфере.
Замеры 21 и 22 сентября проведут на традиционных локациях: перекрестке улиц Коласа и Кульман, в парке Горького и Парке камней. Как свидетельствует статистика, ежегодно в ходе проведения недели мобильности фиксируется снижение содержания уровня диоксида азота, оксида углерода и формальдегида в атмосферном воздухе Минска в 1,2-1,3 раза.
Татьяна Дубик напомнила, что данные исследований подтверждают, что 80% вредных выбросов в атмосферу дают автомобили и лишь 20% – промышленные заводы столицы. Причем максимальная концентрация вредных выбросов приходится на часы пик – с 7:00 до 9:00 и с 17:00 до 19:00. Такие выводы закономерны, ведь именно в это время в столице увеличивается интенсивность движения транспорта.
Велосипедисты смогут «подзарядиться» фруктами
Завершением недели мобильности станет реализация экологического проекта «День без автомобиля. Беларусь за чистый воздух!», которая по традиции пройдет 22 сентября. В этот день в Минске уже в который раз объявили акцию «На работу на велосипеде!».
Суть ее заключается в том, что горожан, которые 22 сентября отправятся на рабочие места на двухколесном экологичном транспорте будут встречать волонтеры на «энергетических» и информационных точках.
В столице организуют 4 такие локации для «подзарядки», где велосипедистов и других участников проекта, которые передвигаются на экологическом транспорте, будут угощать фруктами и раздавать буклеты с информацией о Дне без автомобиля.
Площадки с витаминами нужно искать около входа в Центральный ботанический сад на пр. Независимости, вблизи от «Минск-Арены» со стороны велодорожки на пр. Победителей, возле дома №30 на пр. Партизанском и рядом с многоуровневым паркингом в районе пр. Дзержинского, 13.
В Год мира и созидания ко Дню без автомобиля приурочили и велопробег. Участники акции, а к ней присоединятся руководители и сотрудники Мингорисполкома и администраций районов столицы, работники организаций и предприятий Минска, начнут движение от парковки, расположенной рядом с Минским городским дворцом культуры на ул. Маяковского, 129. Маршрут велосипедистов пройдет по улицам Маяковского, Монюшко, Смолича, Лучины, Турова, Корзюки, Голодеда, Ташкентской и Кабушкина. Финишной точкой станет памятник «Беларусь партизанская», который находится на пр. Партизанском.
Администрация Заводского района столицы организует забег. Площадкой для состязания выбрали парк имени 50-летия Великого Октября. Проехать через экологические тропы, которые созданы рядом с Чижовским водохранилищем, приглашают участники семейного велопробега «зеленоклассников». Организатором мероприятия выступают специалисты Центра экологического воспитания и развития
К слову, традиционно 22 сентября столичные велолюбители получат скидки от двух компаний при аренде шеринговых велосипедов.
Бесплатный проезд в транспорте в День автомобиля
По мнению Татьяны Дубик, прекрасной альтернативой поездкам на автомашине является общественный транспорт, поскольку это дешевый и экологичный по отношению к окружающей среде способ передвижения, который нужно пропагандировать.
Для бесплатного проезда хозяин авто, который оставил 22 сентября машину в гараже или на стоянке и пересел на автобус, троллейбус, трамвай, метро, должен иметь при себе действующее водительское удостоверение.
Статистика гласит, что «льготным» проездом только в минской подземке в ходе Дня без автомобиля в прошлом году воспользовались без малого 15,5 тыс. горожан, а годом ранее эта цифра лишь чуть превысила отметку в 10,2 тыс. пассажиров.
По данным Минприроды, акция День без автомобиля приносит свои плоды. Во время ее проведения в целом по стране наблюдается сокращение загрязняющих выбросов в атмосферу со 200 до 100 т.
– Лучший способ отметить День без автомобиля – оставить свой автомобиль дома. Предпочтите пешую или велосипедную прогулку поездке на автомашине, воспользуйтесь скейтбордом или электросамокатом. Так каждый из нас сможет внесли личный вклад в решение экологических проблем белорусской столицы, – призвала Татьяна Дубик.
Минчане активно пересаживаются на электрокары
Об этом рассказал в ходе пресс-конференции начальник управления ГАИ ГУВД Мингорисполкома Сергей Бабич.
– На сегодняшний день в столице зарегистрировано более 600 тыс. личных автомобилей. Около 10% из них составляют электромобили, а это чуть менее 60 тысяч единиц, – привел цифры представитель ГАИ.
Хотя именно личный транспорт является основной причиной ухудшения экологической обстановки, но всё же в последние годы фиксируется положительная динамика сокращения выбросов в атмосферу. Статотчетность свидетельствует, что объем вредных выбросов в воздух в белорусской столице в прошлом году перешагнул отметку в 73 тыс. т, и эта цифра на 8 тыс. т меньше, чем годом ранее.
Улучшению показателей содействовал в том числе переход минчан на экологичный вид транспорта в виде электрокаров, а также строительство новых станций минской подземки, рост числа горожан, которые отдают предпочтение общественному транспорту.
– Все, что делается в рамках недели мобильности, должно напомнить о негативном влиянии автомобилей на окружающую среду и подтолкнуть людей к использованию альтернативных способов передвижения. Кроме общественного транспорта есть ведь и другие средства мобильного передвижения: велосипеды, самокаты, моноколеса, сигвеи, – обратила внимание Татьяна Дубик.
О перспективах развития велосипедного движения в Минске
Как отметил начальник главного управления спорта и туризма Мингорисполкома Максим Воропай, в стратегическом плане развития инфраструктуры Минска для велосипедов и самокатов до 2025 г. планируется расширить сеть трасс для прогулок за счет увеличения числа пешеходных и велодорожек.
– Развитию велосипедного движения в столице несколько лет уделяем большое внимание. Обновляются разметки, развиваются новые велосипедные и туристические маршруты. Горожане могут взять велосипед напрокат и в оздоровительном ритме ознакомиться с достопримечательностями Минска, – подметил Максим Воропай.
Он добавил, что ежегодно при введении новых жилых кварталов совместно с комитетом архитектуры, ГАИ проектируются велопешеходные дорожки.
– Мы понимаем, что с весны до осени жители столицы активно используют двухколесный транспорт при передвижении. Например, в «Соколе» недавно обустроена велопешеходная дорожка протяженностью 1,5 км. В микрорайоне Лошица имеется 4 км дорожка, которая соединяется с Игуменским трактом и дальше уже «втекает» в велодорожку, которая идет по улице Маяковского, – рассказал представитель Мингорисполкома.
Плотно работают городские власти и с кикшеринговыми компаниями. Жителям и гостям доступна масса вело- и электровелосипедов, электросамокатов. Урегулированы вопросы соблюдения скоростных режимов. Появились организованные парковки, где оставляют велосипеды и самокаты, которыми впоследствии может воспользоваться любой желающий.
Анжела ЛЮДЫНО
Фото Александра ПОБАТА