test gtag

Видимые очертания: как почти 50 фрагментов превращаются в былую фреску кармелитского монастыря

Художник-реставратор Юрий Малиновский и его брат Николай взялись за восстановление произведения XVIII века. «Восхождение на Голгофу» когда-то украшало монастырь кармелитов в Белыничах. Сегодня от той обители ничего не осталось.

Еще в советские времена исторические руины сравняли с землей. Но тогда, без малого четыре десятка лет назад, реставраторы успели вынести из монастырских помещений три фрески XVIII века. Одна из них – «Восхождение на Голгофу». Сегодня пришло время реставрации и восстановления святынь.

Мастера из Мстиславля работают над фреской уже несколько месяцев. В их руках «Восхождение на Голгофу» обретает видимые очертания и различимые лики. Реставраторы не просто очищают и собирают по кусочкам произведение искусства, но еще делают кальки с сохранившихся изображений.

Показывая фреску, художник-реставратор Юрий Малиновский поясняет:

– Здесь изображен один из монахов, который несет свой крест. Это нижняя часть картины. На Голгофу иноки идут во главе с Христом.

Стадия расчистки от загрязнений и поздних наслоений уже завершена, и реставраторы приступили к заделке трещин и утрат авторского грунта. Это скрупулезная работа, где без помощи специальных приспособлений не обойтись. Во многих процессах по восстановлению «Восхождения» выручает лупа.

– Возишься, возишься, но когда появляется рисунок и части складываются воедино, то душа радуется: кропотливый многочасовой труд оправдывает себя, – признается реставратор. – Есть еще много фрагментов, и мы не знаем, откуда они. Но когда выстроим близлежащие, то обязательно найдется место и для каждой маленькой частицы. Еще есть трещины, которые образовались после снятия фрески со стены. С ними нам приходится работать особенно тщательно.

К слову, всех фрагментов фрески, когда-то украшавшей монастырь в Белыничах, около 50.

Свести рисунок воедино реставраторам поможет компьютер. Затем настанет заключительный этап построения всех частей изображения в натуре. После – тонировка и в финале – укрепление красочного слоя.

Фреска «Восхождение на Голгофу» должна стать частью экспозиции обновленного Белыничского районного художественного музея им.В.К.Белыницкого-Бирули. Планируется, что один из залов современного музейного комплекса будет посвящен истории Белынич. В частности, там будет рассказываться и о местном монастыре кармелитов, основанном Львом Сапегой в XVII веке. Кстати, в этой обители хранилась и была коронована икона Белыничской Божьей Матери, оригинал которой бесследно пропал в начале Второй мировой войны вместе с крестом Евфросинии Полоцкой.

Художник считает, что эта фреска очень похожа на роспись в Мстиславском кармелитском костеле.

– Несколько десятков лет назад мы занимались реставрацией храма, – поясняет Юрий Малиновский. – Видно, что все это – памятники одного времени. Каждый раз, приступая к реставрации, будто погружаешься в ту давнюю эпоху.

Пока реставраторы по крупицам собирают святыню. Но уже совсем скоро, во время празднования Дня белорусской письменности в Белыничах, она станет частью экспозиции районного художественного музея.

Эльвира СТАРОВОЙТОВА

Фото автора