Наверх

Виктор Климчук: «Пока наш приоритет – не рубль, а талант, театр останется настоящим»

29 апреля 2019

Время почить на лаврах? Нет, время подвести итоги и задуматься над тем, как дальше строить работу коллектива, чтобы он не растерял свой успех и добрую славу. Своими мыслями об этом и многом другом с нами поделился художественный руководитель театра, Заслуженный деятель искусств Беларуси Виктор Климчук.

Взлеты и падения одного коллектива

Виктор Климчук – отец-основатель «Ляльки». Он приехал в Витебск в 1985 году и набрал первую труппу, которая состояла в основном из выпускников Витебского государственного колледжа искусств. Была и актриса с высшим профильным образованием – Академия искусств распределила в Витебск свою выпускницу Ольгу Корзун. Потому именно сентябрь 1985 режиссер считает своим личным стартом. И сразу уточняет: это театру – 33 года, а коллективу уже почти 34.

– Столько лет развиваться только по восходящей немыслимо, – говорит он. – У театра были и взлеты, и падения. Очень интересно было работать, когда сформировалась первая трупа: люди горели идеей с юношеским максимализмом. Следующим этапом стало осознание собственной значимости. Этому поспособствовала поездка на наш первый фестиваль в Гродно. Только представьте, мы – самый молодой театральный коллектив страны, в нашем репертуаре только один спектакль. И он получает главную награду фестиваля – Приз детского жюри.

Следующий виток – признание за пределами Беларуси. Спектакль «Тры парсючкі» в 1988 году отметили на фестивале в польской Зеленой Гуре. А с 1995 года коллектив стал постоянным гостем международных форумов: гран-при из Украины, России, Югославии; польские, немецкие, французские, иранские дипломы за лучшие спектакли и роли. И в 2000-м полное признание на родине – звание «Заслуженный коллектив Республики Беларусь».

– Был ренессанс, расцвет театра, — говорит Виктор Климчук. – Тогда мы освоили марионетку, которая только завоёвывала сердца зрителей и режиссёров Беларуси. И во многом благодаря своей открытости к новым тенденциям стали очень популярны.

Из стабильности – в новый поиск

Головокружительный успех сменила стабильность: профессиональные актеры, сложившийся творческий коллектив, постоянные композитор и художник. А сейчас театр снова в поиске. И результат последних изысканий Виктор Климчук не без гордости демонстрирует зрителю, пришедшему на день рождения. Это спектакль «Мастак. Вяртанне ў Віцебск». Он про Марка Шагала.

– Этой темой болел Александр Сидоров, художник, с которым мы работали вместе очень много лет, – рассказывает Виктор Климчук. – Но с чего начать? Не понимали. И уже когда Александр Сергеевич ушел на пенсию, мне в руки попала книга Шагала «Моя жизнь». Нашел другую художницу, коллеги составили протеже, мол, Шагал – это ее тема. Мы сотрудничали полтора года, но ничего не вышло. И вдруг совершенно случайно я знакомлюсь с Софьей Шахновской из Мурманска. Уже через 4 дня я получил от нее визуальную расшифровку каждого эпизода. И понял: вот тот человек, которого я искал для этого спектакля.

Процесс работы режиссер вспоминает как один из самых дорогих моментов своей творческой биографии: актеры перечитали массу литературы. И горели идеей так, что, кажется, были согласны работать на сцене сутками. Последний раз такое было во время постановки «Ладдзі роспачы» по Владимиру Короткевичу – одного из самых философских и многослойных спектаклей «Ляльки». Может, это новый виток после ровного развития? Кто знает…

О ностальгии. По зрителю, спектаклям и себе

– Но самая сильная ностальгия у меня все-таки по нулевым годам XXI века, – признается режиссер. – Это были небогатые времена, но очень мудрые, неиспорченные. Мы мало зарабатывали, но переживали и друг за друга, и за коллег из драмтеатра. А сейчас есть чувство, что ни они о нас, ни мы о них ничего не знаем. Да и город, по моим ощущениям, перестал «болеть» театром. А ведь Витебск действительно достоин быть первым в области искусства.

В начале 2000-х Виктор Климчук поставил спектакли, которые сейчас называет одними из лучших в карьере: «Брэменскія музыкі», «Чорная курыца» «Хлопчык-Зорка». Работу по Владимиру Короткевичу «Скарб» тоже трудно забыть. Постановка рождалася больше 2 месяцев (обычно театр кукол не может позволить себе роскошь работать над премьерой так долго). Но это был творческий процесс, когда через день режиссер отказывался от только вчера сделанной сцены и снова искал, искал, искал.

– А сейчас на первом плане – эстрада. Все хотят шума, блеска, красоты. Хотят интерактива, – с грустью замечает маэстро. – А серьезные спектакли, которые требуют работы души, идут трудно. Иногда я не знаю, что ставить. В начале 2000-х люди больше читали. А сейчас появились гаджеты. Хотя в той же России в театрах – аншлаги. Я боюсь прогнозировать, но мне кажется, рано или поздно к увлечению настоящим искусством вернемся и мы.

Часто Климчука упрекают: театр «Лялька» отказывается ездить по детским садикам и школам. Ведь собрать детей в группе куда удобнее, чем вести в театр. Но режиссер убежден: только так, в стенах своего здания, где актеры работают на театральной сцене, с профессиональным освещением и отличной акустикой, можно показать маленькому человеку, какое оно, настоящие искусство, и тем самым сформировать вкус.

– Но и школьные культпоходы я не считаю лучшим способом научить понимать искусство. Учебный процесс и культура, как мне кажется, между собой не взаимодействуют. Вот дети и отвыкают от театра, – сетует Виктор Климчук. – А в Германии, например, ребенок должен 4 раза в месяц посетить мероприятие.

В театре – служат!

К проблеме воспитания зрителя добавляются и бытовые сложности, куда же без них. Заработок молодого актера очень скромный, позволить себе снимать квартиру нереально. И если выпускникам Академии искусств, которые пополнили труппу 8 лет назад, город выделил арендное жилье, то сейчас такой возможности больше нет.

– Хочу пригласить на работу двух девушек из училища искусств, – делится планами режиссер. – Одна витеблянка, другая – нет. Сейчас она готова снимать квартиру. Так понимаю, обещают помочь родители. А что дальше?

После того, как на пенсию пошел Александр Сидоров, в театре нет и штатного художника: художников- кукольников готовит в основном Россия. Пригласить на белорусскую зарплату специалиста из-за границы практически нереально.

– Получается, в театре люди не работают, а служат, – резюмирует Виктор Климчук. – Здесь остаются только те, кто не может без этого искусства.

Все ли сбылось, о чем мечтал молодой режиссер, соглашаясь с ноля создать театр кукол в Витебске? Над эти вопросом Виктор Климчук задумывается.

– Мне очень нравится, что белорусские кукольники – это всегда высокая культура и профессионализм. И это касается не только старой школы. Много яркой молодежи – Александр Янушкевич, Игорь Казаков, Евгений Корняг. Режиссеры разные, они не работают в одном русле. Мне всегда хотелось, чтобы в театральной палитре Беларуси были люди, интересные своей индивидуальностью – так и получается.

На прощание Виктор Климчук замечает:

– А вообще я очень рад, что мы не растеряли запал, сохранили репертуар, не бросились в заработки. Пока наш приоритет – не рубль, а талант, театр останется настоящим.

Виктория ДАШКЕВИЧ

Фото предоставлены театром «Лялька»

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
24 апреля 2024 23 апреля 2024 22 апреля 2024
Все новости