Владимир Лиходедов: «Делаю то, что нужно моей стране»
Известный краевед и исследователь, лауреат премии «За духовное возрождение» Владимир Лиходедов выпустил более полусотни патриотических книг-альбомов, иллюстрирующих страницы белорусской истории. Его новая работа в соавторстве с заведующей сектором фотографических исследований исторического музея Светланой Хоружик – сборник «Беларусь адзiная». В качестве научного консультанта очередного уникального издания выступил доктор исторических наук, депутат Вячеслав Данилович. А в основу традиционно легли редкие фотографии и документы из собрания Владимира Лиходедова. Поговорили с ним о книге, исторической памяти и поиске правды.
«Народы, забывающие историю, исчезают»
– «Беларусь адзiная» приурочена к 85-летию воссоединения белорусского народа, а в чем ее значимость не только с точки зрения юбилейной даты?
– Книга рассказывает о времени, когда существовали Западная и Восточная Беларусь и как происходило их воссоединение: какие издевательства терпели белорусы под польским гнетом, как жили, к чему стремились, как смогли сохранить свою культуру и историю. Поэтому она будет всегда актуальна, независимо от даты. Она о важности 17 сентября 1939 года – о том, что должны знать все и, в частности, молодежь.
– Проект уникален тем, что дает наглядный материал: не столько текст, сколько картинку?
– Текста действительно немного. В основном это иллюстративный формат. Когда вы читаете, что написано авторами, читаете мнение Лиходедова, Хоружик, или Даниловича, например. А глядя на фотографии, совершаете своеобразное путешествие во времени, окунаетесь в ту эпоху. Сами видите, как все происходило. Фотографии ведь беспристрастны. Тем более старые. Фотошопа тогда не существовало. И в книге мы показываем противопоставление: как было на западных белорусских землях и в советской Белоруссии. Как развивались промышленность, сельское хозяйство, образование, социальная сфера. Никто не говорит, что Польша была отсталой страной, но белорусы в ней жили крайне бедно.
Мы показываем ту правду, которая не нравится ни полякам, ни нашим другим западным оппонентам, но мы апеллируем наглядными фактами. В советской Белоруссии был бум развития промышленности. Мы видим на фотографиях, какие строились фабрики, заводы. На большом подъеме было сельское хозяйство. В то же время в западной части белорусы не владели землей. Ее отдавали осадникам, переселенцам, полякам. Белорусы находились в очень унизительном положении.
Например, все сейчас говорят про лагерь «Береза-Картузская». Но ведь он был далеко не единственным. Есть фотографии заключенных и тюрем в Лиде, Бресте, Гродно, Волковыске, Вилейке. Про них мало кто сейчас знает. Мы показываем эти уникальные материалы, чтобы не было споров. Смотрите и оценивайте сами. Фотография не врет.
– В одном из своих интервью вы сказали, что идея этого проекта заключается в популяризации взгляда белорусов на белорусскую историю. Почему именно сейчас она возникла, а не, скажем, лет 20 назад?
– Первая моя книга, посвященная 17 сентября, вышла в 2022 году. Частично эта тема была затронута и в других изданиях проекта «Бацькаушчына», которому уже 20 лет. Но именно сейчас сложилась та геополитическая ситуация, при которой нужно сделать все для консолидации белорусов, чтобы все осознавали, что дало объединение. Понимали, в каком миролюбивом государстве мы живем и ценили свое прошлое. Ведь, как говорили древние: народы, забывающие свою историю, исчезают.
«Даже ошибочная версия – шаг к исторической правде»
– Как в принципе рождается замысел нового проекта? Что для вас первично: накопленные артефакты, которые можно объединить в одну тему и сделать книгу, или же сама идея, под которую потом идет сбор информации?
– Это скорее симбиоз. Возник замысел, начинаю смотреть, что под него есть. Недосказанного в истории много, и идей тоже. Есть много интересных. Но при этом существует определенный набор факторов, которые должны сойтись. Кроме идеи, материала и желания, нужна еще какая-то движущая сила, поддержка. И я сегодня благодарен, что получаю такую поддержку от государства. Она неоценима, еще и потому что при этом работаешь на благо своей страны. Мне это нравится: я делаю то, что нужно моей стране.
– Сколько времени уходит на проект от идеи до запуска?
– Сложно сказать. Не о табуретке ведь речь: купил дерево, гвозди и знаешь, что за неделю точно собьешь. Собирается материал, осмысливается. Бывает даже так: скажем, 20 лет назад приобрел артефакт, а сегодня, с новыми знаниями, он получает другой смысл. Тут кроме прочего требуется громадная исследовательская работа.
– Известный афоризм – историю пишут победители. Одно и то же событие может расцениваться разными сторонами по-разному. Как составить объективную картину прошлого, докопаться до исторической правды?
– Это тот вопрос, который меня всегда занимает. Если, например, говорить об истории Беларуси, конечно, надо изучать и византийские, и западноевропейские, арабские, русские, скандинавские источники. Во всех разное мнение на события, потому что для одних ты победитель, для других – захватчик. Но, когда в этих во многом различных летописях, документах, мы находим какие-то пересечения, это уже где-то приблизительно правда. Такие моменты надо выискивать. Плюс – надо всегда изучать историю сопредельных государств, земель. Это большой, кропотливый труд. Был в советской Польше один известный историк Ловмяньский. У него была хорошая фраза о том, что любая версия или гипотеза, как солдат, павший в бою за верное дело. Даже если она оказалась ошибочной, это уже достижение, шаг к исторической правде.
– В вашей практике было много таких павших в бою солдат?
– Много. Даже в подписях к фотографиям и на открытках бывают ошибки. Все версии надо выверять.
«Мое собрание должно остаться в стране»
– Владимир Лиходедов сегодня широко известен не только как краевед, историк, но и коллекционер…
– Не люблю слово «коллекционер». Собиратель.
– Когда и с чего начиналось ваше собрание? Помните, какой был первый предмет?
– Несколько открыток с видами Полоцка. Мне было 10 лет. В советское время все что-то коллекционировали: марки, значки. И я тоже. Когда увидел эти открытки, увлекся по-настоящему. Сначала собирал виды Полоцка, затем Витебской области, потом всей Беларуси. В свое время исколесил весь Советский союз, а позже и Европу. Объехал все блошиные рынки. Сейчас есть интернет. С одной стороны он облегчил поиск, с другой – забрал общение. Раньше ты ехал и не знал, что найдешь. Списывался с другими собирателями. Обменивались. Был некий драйв, волнение. Сейчас это ушло. Все начали продавать. Коллекционеров стало больше, материала меньше.
– Но вам удалось собрать немалую коллекцию?
– Более 50 тыс. оригинальных фотографий и почтовых открыток, связанных с Беларусью. Самое крупное собрание в мире. Беларусь, кстати, считается одной из наиболее дорогих тем, потому что сохранилось очень мало артефактов: страна пережила две войны, все уничтожалось, горело. Были, да и сегодня мне поступают предложения продать коллекцию, в том числе от библиотеки конгресса США и некоторых мировых музеев.
– Много дают?
– Много.
– Почему не продаете?
– Считаю, что она должна остаться в нашей стране. Это тема моей жизни: мне нравится осознание, что делаю то, что до меня не делали. Не стану скрывать – не без доли честолюбия. Но без него ведь вряд ли чего-то добьешься.
– Уже знаете, какая будет ваша следующая книга?
– К концу года выйдет «Бацькаушчына». 20 лет проекту «В поисках утраченного». Добавлю старые, редкие фотографии. В моем собрании еще очень много артефактов, которых пока никто не видел.
– К какому моменту истории Беларуси вам больше всего хотелось бы вернуться, стать очевидцем события?
– Мне все были бы интересны.
– С кем из исторических личностей хотели бы встретиться, поговорить, выпить чашку чая?
– С любым из них. Вот сейчас подумал – с Всеславом Чародеем. А ведь и с Евфросинией Полоцкой тоже хотел бы. И с Иваном Грозным: узнать, почему он пошел на Полоцк, а потом позволил разграбить его…
– Каким главным качеством должен обладать историк?
– Объективностью. Не должен свои амбиции ставить выше.
– Над каким из проектов было наиболее интересно работать?
– Над каждым по-своему.
– Если узнаете, что только сегодня в городе N можно заполучить ценный артефакт…
– Все брошу и поеду, даже если сутки нужно будет не вылезать из машины. Такое бывало не раз.
Наталья КОВАЛЕВА
Фото из архива Владимира ЛИХОДЕДОВА