Внук дрезины и друг феминисток. А что вы знаете о самом популярном двухколесном транспорте?
3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Дата была утверждена по инициативе ООН.
Слово «велосипед» происходит от двух латинских слов – «velox» (быстрый) и «pes» (нога). Идея «быстрой ноги» в течение долгого времени буквально летала в воздухе и одолевала человеческие умы.
В 1813 году немецкий изобретатель барон Карл фон Дрэз построил четырехколесный механический экипаж, который мог перевозить от двух до четырех человек. В 1817 году немец представил публике двухколесный аппарат с деревянной рамой и рулем, который назвал «Laufmaschine» – «машина для бега». Педалей у этого устройства не было, отталкиваться от земли надо было ногой. Скорость передвижения по хорошей дороге была около 10 километров в час. Слово велосипед в 1818 году впервые употребил то ли сам Карл фон Дрэз, то ли его французский агент, но во Франции этот аппарат стали называть «Draisine» (дрезиной).
Но изобретение Дрэза еще не было велосипедом в полном смысле этого слова. У этого устройства не было педалей, а отталкиваться от земли ногами было не слишком увлекательно, да и дороги были неудобными. Только в 1867 году по улицам Парижа проехал велосипед в полном смысле этого слова. Это было творение парижского кузнеца Пьера Мишо. У велосипеда была металлическая изогнутая рама, а колеса почти соприкасались друг с другом. Педальные самокаты Мишо быстро стали популярными, дело приобрело коммерческий размах, и вскоре была создана фирма «Мишо и компания». Там не только продавали велосипеды, но и учили на них ездить. Газеты наперебой расхваливали новое изобретение, которое давало большую экономию времени и денег, изрядную тренировку мышц и легких, а также воспитание независимого характера. Но было еще одно важное событие, сыгравшее особую роль в велосипедном мире. Дамам было позволено надевать шаровары или другой подходящий костюм для езды на велосипеде, который стал средством освобождения женщины, а дамская мода стала ориентироваться и на велосипедисток.
Вращение педалей уже было не остановить. 1 мая 1868 году в парижском предместье Сен-Клу состоялись первые велогонки на 2 километра. Этот день считается Днем рождения велосипедного спорта. Там же был установлен рекорд скорости на велосипеде – около 40 километров в час.
К весне 1869 года во Франции уже было 30 велосипедных клубов, парк велосипедов насчитывал более 50 тыс. экземпляров (их выпускали около сотни фирм), а велогонки проходили по всей Франции.
Гонки позволяли конструкторам испытывать и совершенствовать новые модели. В том же 1869 году родилась идея резиновых покрышек, которую приняли не сразу и поначалу высмеивали, как бесполезную роскошь. Однако вскоре резиновые покрышки устанавливали на всех «костотрясах», как тогда еще называли велосипеды. После этого колесо стали делать из железа с металлическими спицами, оно было легче деревянного, а в случае аварии его можно было выправить. Новое изобретение в Англии прозвали «колесо-паук».
На первых Олимпийских играх в Афинах в 1896 году состоялась и первая олимпийская велогонка на дистанции 87 км.
Затем произошло то, что все ожидали. Англичанин Томас Свиненс совершил первое кругосветное путешествие на велосипеде, проехав 13 500 миль и пробыв в пути более двух лет (с апреля 1884 по декабрь 1886 года).
Сегодня европейцы массово пересаживается на велосипеды, заботясь о своем здоровье и об окружающей среде. Больше всего велосипедистов в Нидерландах – более 90% населения. Только в Амстердаме создано более 400 километров велодорожек. Второе место занимает Дания, там 80% жителей пользуются велосипедами. Тройку лидеров европейского велодвижения замыкает Германия, где на велосипедах ездят 75% граждан.
Сергей КИРИК
Фото из открытых интернет-источников