«Вы строги, но справедливы!» Разбираемся с экспертом, как делать комплименты руководителю
Так повелось, что слова одобрения обычно говорит начальник подчиненным. Но ведь и руководителю важно слышать комплименты в свой адрес. Как подчиненному проявить инициативу в этом вопросе? Разбираемся с экспертом – HR-специалистом, карьерным консультантом и социологом Наталией Лукиной.
Комплимент – лучшая политика
По мнению эксперта, комплименты помогают устанавливать хорошие отношения с людьми. В качестве примера комплимента руководителю Наталия Лукина предлагает рассмотреть фразы: «Вы не только эффективный руководитель, но и умеете видеть человека, а не штатную единицу» или: «Вы цените людей, с которыми работаете. Это важно для развития компании».
– Возможно, пока это некоторое преувеличение, но ваши слова могут подтолкнуть начальника поработать над своим деловым имиджем. Важно понимать, что у комплимента есть сила внушающего эффекта! – убеждена эксперт. – И тогда руководитель имеет шанс услышать искреннее: «В моей работе появился смысл, уверенность в себе, и все это благодаря вам!», «Вы бываете строги, но при этом справедливы».
Проверено, после таких слов вы не заметите излишней жесткости у вашего босса. Потому что комплимент – это лучшая политика.
Но не следует хвалить за качества, которые человек вовсе не стремится совершенствовать, поскольку считает это излишним или ненужным.
Как сказать руководителю, что он великолепный
Руководителю будет приятно услышать от кого-то из сотрудников, что он «великолепный руководитель». Но при этом он знает, что его работа заключается в том, чтобы руководить. И делать это хорошо. Поэтому, если говорят, что он хороший руководитель, для него это может означать, что он просто делает то, что положено. Гораздо важнее для начальника понимать, что именно делает его «великолепным» руководителем.
Обратите внимание на примеры: «Как руководитель вы являетесь исключительно положительным примером принципиальности». Или: «Когда я вижу, какое большое место в вашей жизни занимает семья, то понимаю, как важно иметь это и в своей жизни».
Старайтесь увидеть ситуацию глазами того человека, которого вы хотите понять. Только после этого вы сможете сделать хороший персональный комплимент, который настроит вашего руководителя на совершенствование и развитие.
Самое главное в комплименте – искренность
Бывает так, что вы действительно восхищены действиями руководителя, хотите это выразить, но боитесь, что вас поймут неверно.
Многие выбирают решают промолчать, даже если действительно воодушевлены действиями начальника. Они просто не знают, как сделать комплимент уместным. Опасаются, что их заподозрят в лести. Ведь результат может оказаться очень далеким от того, чего они ожидали.
Комплимент – страшная сила и в неумелых руках может привести к непредсказуемым последствиям.
Но если знать, как делать комплимент руководителю правильно, то он пойдет только на пользу. Ученые установили, что невербальное восприятие превалирует над вербальным, или то КАК вы говорите важнее того, ЧТО вы говорите. В ваших комплиментах не должна чувствоваться любовь или забота. Только уважение.
Эксперт рекомендует следующую «комплиментную» инструкцию:
- Комплимент лучше делать в присутствии других людей.
- Не «брызгать слюной». Кроме из ряда вон выходящих случаев, когда, например, шеф получил Нобелевскую премию, или спас компанию от ликвидации и вывел ее в топы. В противном случае ваши слова и начальством, и коллегами будут восприняты как откровенная лесть.
- Говорить только о существующих достоинствах, о тех, которые человек сам знает и высоко их оценивает.
- Комплименты не должны быть двусмысленными или многообещающими.
- Никаких прикосновений! В случае, если ваше восхищение действиями руководства не знает предела, можно попросить разрешения пожать руку.
- Комплименты не должны быть заискивающими – это будет воспринято как подобострастие (раболепная льстивость и угодливость).
Важно! Умелый комплимент можно использовать и в разговоре с изначально не благодушно настроенным руководителем: ведь, подсознательно искренняя похвала и открытое восхищение вызывают чувство удовлетворения у любого собеседника.
Суммируем полученные знания
Комплимент должен быть кратким, но ясным и недвусмысленным. Желательно также помочь оппоненту принять этот комплимент: можно пронаблюдать за реакцией на комплимент и дополнить его, если собеседнику хочется продлить удовольствие от приятных слов или уточнить свою мысль.
Не стоит выдумывать то, чего нет – говорите о настоящих достоинствах начальника, о которых он знает.
Комплименты должны быть дозированы: не слишком часты и только по поводу. Иначе они будут восприняты как лесть, заигрывание, психологическое воздействие.
Анжела ЛЮДЫНО
Фото из открытых интернет-источников, носит иллюстративный характер