Выставка «Война и любовь» откроется в Полоцком краеведческом музее 14 февраля
Краеведческий музей – старейший в Полоцке, ему более 90 лет. Заглянув сюда на выставку, пройдитесь по залам и почувствуйте особую ауру древнего города.
С третьей попытки
О создании этого учреждения культуры заговорили еще в 1919 году. У его истоков стоял Петр Дэйнис, директор 1-й Советской школы. По профессии физик, он был еще и краеведом-любителем, увлекался историей полоцких храмов. Именно в помещении лютеранской кирхи собирались его единомышленники, обсуждали вопросы сохранения исторического наследия в городе, планировали залы будущего музея. Но его созданию помешали события Первой мировой.
В 1922-м снова вернулись к этому вопросу. И опять музею не суждено было появиться. С 1919 по 1924 годы Полоцк находился в составе РСФСР. Когда началась антирелигиозная кампания, сотрудники ГПУ реквизировали все церковное имущество.
Только третья попытка привела к созданию музея. В 1924-м Полотчина вошла в состав БССР, началась активная политика белорусизации. И в конце 1926-го – начале 1927 года краеведческий музей открыли в здании Софийского собора. Первым директором стал педагог Сергей Мелешко. Собирались установить памятник Франциску Скорине, разбить сквер его имени, но планам не суждено было сбыться. В 1930 году Мелешко и его соратники были репрессированы по обвинению в религиозной пропаганде.
Только в 1936-м краеведческий музей возродился. В той же лютеранской кирхе, где были сделаны первые шаги на пути к его созданию.
Город городов белорусских
…Заходишь в огромное здание бывшей кирхи (памятник архитектуры неоготики ХIХ–ХХ веков), и сразу же современная жизнь города остается за стенами музея. Вот изображено место первого городища на берегу реки Полота, где кривичи основали древнейший город нашей Беларуси.
А вот мы уже в Полоцком княжестве во время его наивысшего могущества, когда в ХI веке им правил князь Всеслав Чародей. В этот период его владения простирались от Балтийского моря на западе до предместий Смоленска на востоке.
Полоцк в составе Великого княжества Литовского. И здесь он в привилегированном положении – может самостоятельно заключать договоры с иностранными государствами, без согласия местных жителей не назначается воевода, полочанин не может быть судим нигде, кроме как в родном городе.
В 1498 году Полоцк получил Магдебургское право и уже к ХVI веку стал самым крупным и самым богатым в государстве после столичной Вильни.
В экспозиции немало ценных экспонатов. Меч Х века с клеймом мастера, кольчуга, боевые топоры. Изображение чаши, отлитой из золотых изделий, захваченных в Полоцке во время Ливонской войны. Сегодня она хранится в Дрездене. Предметы ХVI–ХVIII веков – форма для курительных трубок, кафель, которым обкладывали печи, монеты, колокол, датированный 1699 годом.
Полоцк многоконфессиональный представляют фотографии, почтовые открытки с изображением церквей, которые находились в центре города.
Этажи трагедии и любви
А вот уже советский город периода 1917–1941 годов. Время от Октябрьской революции до начала Великой Отечественной войны было непростым и во многом трагическим.
Материалы газеты «Известия» 1918 года рассказывают о революционных событиях в Полоцке.
В 1920-м в городе была создана народная художественная школа, которой руководил Дмитрий Виноградов. 50 мальчишек и девчонок обучались живописи. Но местные власти не поддержали начинающих художников – в 1923 году школа закрылась. Но в это же время здесь созданы две музыкальные школы. В экспозиции представлены концертные афиши, пожелтевшие фотографии, тюбики с красками, детские книжки, элегантная дамская сумочка…
Другая витрина рассказывает о трагической судьбе Михаила Константинова – мастера по ремонту железной дороги, который в 30-е годы был репрессирован. Погиб в застенках ГУЛАГа в 1941 году, реабилитирован посмертно в 1957-м.
– Уникальный экспонат – тетрадь стихов члена «Маладняка» Ивана Липовки, – указывает на пожелтевшие листочки, исписанные аккуратным почерком, заведующая музеем Ирина Воднева. – Он подарил ее преподавателю Полоцкого педагогического техникума Ивану Счастному. А нам передала его дочка – известный белорусский художник Нинель Счастная. Здесь же копия приказа и справка об увольнении ее отца, где мы узнаем, что он «снят с работы за сокрытие того, что, работая в Полоцком педтехникуме, являлся махровым нацдемом».
В музее – как в жизни: представлены трагедии и счастливые моменты. Вот диплом об окончании БГУ и значок «Высшее образование» Николая Маниса, директора одной из полоцких школ, заслуженного учителя БССР (1930-е годы). Личные документы, стихи Ядвиги Матиевской, правнучки первого белорусского академика живописи Ивана Хруцкого.
А экспонаты новой выставки «Война и любовь», подготовленной вместе с Исторической мастерской имени Леонида Левина, познакомят посетителей с судьбами других известных и рядовых белорусов.
Любовь ТРАПЕЗНИКОВА
Фото Андрея МАРЦИНКЕВИЧА