Наверх

Выставка «Война и любовь» откроется в Полоцком краеведческом музее 14 февраля

13 февраля 2019

Краеведческий музей – старейший в Полоцке, ему более 90 лет. Заглянув сюда на выставку, пройдитесь по залам и почувствуйте особую ауру древнего города.

С третьей попытки

О создании этого учреждения культуры заговорили еще в 1919 году. У его истоков стоял Петр Дэйнис, директор 1-й Советской школы. По профессии физик, он был еще и краеведом-любителем, увлекался историей полоцких храмов. Именно в помещении лютеранской кирхи собирались его единомышленники, обсуждали вопросы сохранения исторического наследия в городе, планировали залы будущего музея. Но его созданию помешали события Первой мировой.

В 1922-м снова вернулись к этому вопросу. И опять музею не суждено было появиться. С 1919 по 1924 годы Полоцк находился в составе РСФСР. Когда началась антирелигиозная кампания, сотрудники ГПУ реквизировали все церковное имущество.

Только третья попытка привела к созданию музея. В 1924-м Полотчина вошла в состав БССР, началась активная политика белорусизации. И в конце 1926-го – начале 1927 года краеведческий музей открыли в здании Софийского собора. Первым директором стал педагог Сергей Мелешко. Собирались установить памятник Франциску Скорине, разбить сквер его имени, но планам не суждено было сбыться. В 1930 году Мелешко и его соратники были репрессированы по обвинению в религиозной пропаганде.

Только в 1936-м краеведческий музей возродился. В той же лютеранской кирхе, где были сделаны первые шаги на пути к его созданию.

Город городов белорусских

…Заходишь в огромное здание бывшей кирхи (памятник архитектуры неоготики ХIХ–ХХ веков), и сразу же современная жизнь города остается за стенами музея. Вот изображено место первого городища на берегу реки Полота, где кривичи основали древнейший город нашей Беларуси.

А вот мы уже в Полоцком княжестве во время его наивысшего могущества, когда в ХI веке им правил князь Всеслав Чародей. В этот период его владения простирались от Балтийского моря на западе до предместий Смоленска на востоке.

Полоцк в составе Великого княжества Литовского. И здесь он в привилегированном положении – может самостоятельно заключать договоры с иностранными государствами, без согласия местных жителей не назначается воевода, полочанин не может быть судим нигде, кроме как в родном городе.

В 1498 году Полоцк получил Магдебургское право и уже к ХVI веку стал самым крупным и самым богатым в государстве после столичной Вильни.

В экспозиции немало ценных экспонатов. Меч Х века с клеймом мастера, кольчуга, боевые топоры. Изображение чаши, отлитой из золотых изделий, захваченных в Полоцке во время Ливонской войны. Сегодня она хранится в Дрездене. Предметы ХVI–ХVIII веков – форма для курительных трубок, кафель, которым обкладывали печи, монеты, колокол, датированный 1699 годом.

Полоцк многоконфессиональный представляют фотографии, почтовые открытки с изображением церквей, которые находились в центре города.

Этажи трагедии и любви

А вот уже советский город периода 1917–1941 годов. Время от Октябрьской революции до начала Великой Отечественной войны было непростым и во многом трагическим.

Материалы газеты «Известия» 1918 года рассказывают о революционных событиях в Полоцке.

В 1920-м в городе была создана народная художественная школа, которой руководил Дмитрий Виноградов. 50 мальчишек и девчонок обучались живописи. Но местные власти не поддержали начинающих художников – в 1923 году школа закрылась. Но в это же время здесь созданы две музыкальные школы. В экспозиции представлены концертные афиши, пожелтевшие фотографии, тюбики с красками, детские книжки, элегантная дамская сумочка…

Другая витрина рассказывает о трагической судьбе Михаила Константинова – мастера по ремонту железной дороги, который в 30-е годы был репрессирован. Погиб в застенках ГУЛАГа в 1941 году, реабилитирован посмертно в 1957-м.

– Уникальный экспонат – тетрадь стихов члена «Маладняка» Ивана Липовки, – указывает на пожелтевшие листочки, исписанные аккуратным почерком, заведующая музеем Ирина Воднева. – Он подарил ее преподавателю Полоцкого педагогического техникума Ивану Счастному. А нам передала его дочка – известный белорусский художник Нинель Счастная. Здесь же копия приказа и справка об увольнении ее отца, где мы узнаем, что он «снят с работы за сокрытие того, что, работая в Полоцком педтехникуме, являлся махровым нацдемом».

В музее – как в жизни: представлены трагедии и счастливые моменты. Вот диплом об окончании БГУ и значок «Высшее образование» Николая Маниса, директора одной из полоцких школ, заслуженного учителя БССР (1930-е годы). Личные документы, стихи Ядвиги Матиевской, правнучки первого белорусского академика живописи Ивана Хруцкого.

А экспонаты новой выставки «Война и любовь», подготовленной вместе с Исторической мастерской имени Леонида Левина, познакомят посетителей с судьбами других известных и рядовых белорусов.

Любовь ТРАПЕЗНИКОВА

Фото Андрея МАРЦИНКЕВИЧА

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
24 апреля 2024 23 апреля 2024 22 апреля 2024 21 апреля 2024
Все новости